Эксперты считают договоренности Лаврова по Сирии успехом внешней политики РФ
13 марта 2012 года

Договоренности, достигнутые главой МИД РФ Сергеем Лавровым в ходе визитов в Каир и в Нью-Йорк, являются безусловным успехом российской внешней политики, полагают эксперты.

Министр иностранных дел России завершил во вторник свои визиты в Египет, где прошла встреча глав МИД ЛАГ и РФ, и в Нью-Йорк, где состоялось заседание СБ ООН по ситуации на Ближнем Востоке. В Каире российский министр со своими коллегами из стран ЛАГ озвучил 10 марта совместное заявление по Сирии, в котором определили пять общих принципов урегулирования сирийского кризиса. Это прекращение насилия со всех сторон, беспристрастный механизм мониторинга, неприемлемость внешнего вмешательства, беспрепятственный доступ гуманитарной помощи ко всем сирийцам, а также твердая поддержка миссии спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана с целью начала внутрисирийского политического диалога.

По мнению президента Института стратегических оценок и анализа Александра Коновалова, выработка этих пяти принципов сирийского урегулирования - безусловный успех российской внешней политики и лично главы МИД РФ.

"Проблем больше, чем удалось разрешить, но то, что Россия совместно с Лигой арабских государств выработали какой-то взаимоприемлемый текст - это, безусловно, успех, причем в некотором роде неожиданный", - сказал он .

"То, что Лаврову удалось в какой-то степени даже навязать российскую позицию и исключить из требований резолюции уход (президента Сирии Башара) Асада, и то, что удалось прийти к какому-то более или менее логичному и миролюбивому финалу, безусловно, заслуживает самой высокой оценки", - добавил эксперт.

По его словам, однако, пока рано говорить о реальном завершении кризиса, так как необходимо будет теперь "реализовать эти договоренности", а любое решение СБ ООН не устранит немедленно все противоречия, которые появились в начале конфликта.

В том, что достигнутые в Каире договоренности - это большая победа российской дипломатии, со своим коллегой согласен и директор Института Востоковедения РАН Виталий Наумкин.

"Я присоединяюсь к мнению тех, кто считает, что это большая победа российской дипломатии и лично Сергея Лаврова, который очень активно действовал в качестве, фактически, "челнока", и проводил очень трудные переговоры в условиях, когда между ЛАГ и РФ пробежала черная кошка", - отметил эксперт.

По его словам, ЛАГ поддержала российские предложения и отошла от прежней позиции, которая фактически сводилась к поддержке одной стороны в сирийском конфликте, а именно - оппозиции. Однако, полностью разногласия России и ЛАГ еще не преодолены. Остаются отдельные государства, которые занимают радикальную позицию, не желая признавать реальность и настаивая на вооружении оппозиции, в частности, Катар, отметил Наумкин.

Политолог подчеркнул, что достигнутые в Каире договоренности дают России серьезный урок, суть которого состоит в необходимости настойчиво и профессионально отстаивать свои позиции, идя на разумные компромиссы и не боясь рисков.

Наумкин напомнил, что на всем протяжении сирийского конфликта в ответ на твердость российской позиции Москве грозили "потерей всего арабского мира".

"В результате сегодня даже США подтягиваются к российской позиции", - отметил эксперт. Это можно считать второй победой российской внешней политики, уверен он.

В свою очередь, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не исключил, что на основе пяти принципов, озвученных в Каире, стороны смогут найти взаимоприемлемый вариант резолюции по Сирии, но здесь может быть вопрос в трактовке тех или иных положений документа.

"Лига арабских государств не хочет внешней интервенции в Сирии, но она настроена очень резко против Асада. То есть Асад оказался в изоляции. Россия также хотела бы избежать любых положений резолюции, которые могли бы быть истолкованы как санкции на внешнее вмешательство или сейчас или в какой-либо перспективе. Но тут вопрос состоит в том, каковы характеристики внешнего вмешательства. Понятно, что никто не хочет полномасштабной операции. Но ровно также понятно, что повстанцы получают оружие из-за границы и фактически какие-то элементы вмешательства уже происходят. Удастся ли найти формулировки, которые позволили бы резолюции не быть основанием для каких-то форм для расширения вмешательства?" - говорит он.

По словам Макаркина, РФ оказалась здесь в очень трудном положении, потому что арабы понимают под внешним вмешательством военную операцию и этого они не хотят.

"Но какие-то другие формы внешнего вмешательства для многих других арабских стан не только вполне приемлемы, но и, судя по всему, уже реализуются", - добавил он.

По мнению политолога, сейчас у России есть желание смягчить ухудшившиеся в последнее время отношения с рядом арабских стран.

"Такое ощущение, что мы все меньше хотим спасать режим Асада, потому что мы чувствуем, что это практически невозможно. А отношения с арабами нам нужно сохранять, и так как появилось окно возможностей, связанное с неприятием арабами внешнего вмешательства, мы в это окно стремимся попасть", - добавил он.

В последние месяцы антиправительственные протесты в Сирии, начавшиеся еще год назад, переросли в ожесточенные вооруженные столкновения. Ежедневно поступают сообщения о гибели людей, как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. По данным ООН, общее число жертв в стране превысило 7,5 тысячи человек. Власти Сирии винят в насилии боевиков, которым оказывается поддержка извне, и настаивают на том, что мировое сообщество намеренно вводится в заблуждение относительно ситуации в Сирии.