Диалога Манежной и Пушкинской не получилось
6 марта 2012 года
Акции в поддержку Владимира Путина, одержавшего победу на выборах президентра России, и акция оппозиции, прошедшие в Москве в понедельник, показали, что внутри каждого из образовавшихся на российском политическом поле лагеря есть люди, готовые говорить и готовые драться с оппонентами. Пятого марта лишь стараниями полиции заочные обвинения и угрозы не претворились в жизнь.
"ЖИЗНИ ЭТИ МОСКВИЧИ НЕ ЗНАЮТ"
Вечером 5 марта на Манежной площади снова повторялась картина, что и за сутки до этого. Около 6 часов вечера на нее с окрестных улиц и из метро начали стягиваться колонны сторонников Путина. Многие несли флаги - "Единой России", "Молодой гвардии", стяги с портретом экс-премьера и слоганом "Путин - наш президент". Заметна была колонна "Союза машиностроителей России". В основном - люди в возрасте, но выделялись и группы молодежи.
"Мы с одного крупного предприятия из Подольска, - сказала корреспонденту Елена, женщина лет 50. - Да, нас привезли сюда централизованно. Но почему бы не съездить. Тут, в Москве, много молодежи, которой туманят голову всякие их лидеры и американцы. Хотят у нас сделать, как в этой, в Ливии. Молодежью манипулировать легко - они же не помнят, как мы жили в 90-е годы".
"Да, проблем хватает, - развивает ее мысль сосед по колонне и ровесник, представившийся Сергеем Васильевичем. - Те же вбросы - да наверняка были они, кто ж спорит. Но это наши мелкие начальники перед Путиным выслужиться хотят - кто больше наберет. Он бы и без вбросов победил - они ему нужны? Не думаю, что он команду давал вбросы делать. Они Путина подставляют, можно сказать. А за кого голосовать? Кого эта Болотная может предложить? Немцова, что ли? Ну понятно, он рвется к власти - его же Ельцин обещал президентом сделать, потом передумал".
"Жизни эти москвичи не знают, с жиру бесятся, - подхватывает услышавший наш разговор парень. Денис с коллегами по мебельному цеху приехал в Москву из Касимова. - Да, провинция тяжело живет, но разве ж Путин в этом виноват? Всегда Москва лучше жила, а у нас развал еще в перестройку начался, остановиться не может. Путин, наоборот, остановить это пытается. Не все получается - да мы этому Путину в глаза бы такое сказали, чего оппозиция просто не знает! Но что будет, если "Болото" к власти придет? Опять 90-е? Или натовские базы в Смоленске?"
Что кого-то "насильно" выгнали на Манежку, Денис отрицает. "Да, наши учредители решили Путина поддержать. Так это бесплатно, искренне. На предприятии объявили: кто хочет в Москву прокатиться, поехали. Ну да, дадут потом день отдохнуть от поездки - но мы ж не за отгулы. Мы просто не хотим, чтоб тут что-то без нас решали".
Атмосфера на площади, как ни странно, была вовсе не праздничная. Скорее тревожная. Тут собрались победители, но эту победу, похоже, еще надо защитить.
Страсти подогревали ораторы. Представитель Донского казачества со сцены заявил, что казаки давно сказали Путину "любо", а на Болотной собираются провокаторы. "У меня всегда с собой шашка", - на всякий случай пригрозил он.
А лидер "России Молодой", член Общественной палаты Михаил Мищенко вспомнил, что "когда-то давно, в детстве у меня украли мою страну - страну, где я родился, за которую воевал и погиб мой отец. И сегодня они пришли на Пушкинскую, чтобы снова украсть мою страну. Но я говорю им "нет"!
У молодых сторонников Путина оказался аргумент посильнее казачьей шашки - как объявил Мищенко, его организация совместно с союзниками приготовила целую мобильную группу из тысячи человек, которая готова пойти с Манежки прямиком к зданию ЦИК в Большом Черкасском переулке, чтобы "пресечь попытки оппозиционеров прорваться к Центризбиркому".
Атмосфера после этого заявления не то чтобы совсем перестала быть праздничной, но праздник оказался каким-то военным. К тому же в его разгар по новостным лентам прошло сообщение, что полиция задержала некоего юношу, готовившего на Манежке теракт.
НА ПУШКИНСКОЙ НЕВЕСЕЛО
Совсем не весело было в эти минуты и на Пушкинской. Последние акции оппозиции, требовавшей честных выборов, больше напоминали праздники и новосибирские "монстрации" - собравшиеся скорее высмеивали власть, чем всерьез требовали от нее каких-то политических шагов. Но в этот раз было совсем наоборот. Никто не принес никакого "креатиффа", большинство пришло с пустыми руками. Впрочем, над толпой реяли флаги партий - "Яблока", КПРФ, Прохорова. У кого-то можно было разглядеть белые ленточки, значки с Ходорковским и прочую оппозиционную символику.
Масла в огонь подливали и слухи, циркулировавшие в блогосфере - радикально настроенные сторонники Сергея Удальцова собирались выстроиться в "белое кольцо" уже непосредственно вокруг Кремля (до этого были пешеходные и автомобильные "кольца" на Садовом). Националисты на своих форумах грозили прийти подраться с прокремлевской молодежью.
К 19:00 центр Москвы вновь, как и накануне, оказался заполнен полицией и ее спецтехникой. К этому моменту закончился митинг КПРФ в Новопушкинском сквере, где коммунисты обвиняли власть в подтасовках на выборах (Геннадий Зюганов стал единственным из соперников Путина, кто не пришел сегодня к нему на прием). Разогретые коммунисты по подземным переходам перешли через Тверскую на Пушкинскую площадь, где должна была начаться акция "За честные выборы!"
Туда уже быстро подтягивался народ. Площадь моментально переполнилась, люди стали скапливаться на Тверской и на других сторонах Садового бульвара. За пятнадцать минут до начала митинга полиция перестала пускать людей за металлоискатели, чтобы не создавать внутри давку. А вскоре уже и физически люди не могли выйти из переходов на свет - на площади буквально не оставалось места.
Выступающие на "Пушке" тоже не скупились на нелестные эпитеты в адрес тех, кто в этот самый момент митинговал на Манежке. Ораторы обзывали их и "обманутой молодежью", и "забитыми бюджетниками, которых свозят митинговать". "Россия раскололась на две половины, - объявил кто-то из ораторов. - Одна пришла на Поклонную, чтобы поклониться Путину. Вторая ходит на Болотную, чтобы вытащить Россию из болота".
На подступах к митингу социологический опрос проводили студенты факультета политологии Высшей школы экономики - как и многие другие социологи, они замеряют настроения толпы на всех митингах. "Сегодня люди более злые, - подтвердили они корреспонденту . - Много радикальных лозунгов. Громить, правда, не собираются - все-таки тут люди интеллигентные и с высшими образованиями".
Среди пришедших оказался и 39-летний Дмитрий - ныне безработный, а ранее владелец мелкого бизнеса, который, как он говорит, "разорился из-за чиновников и налогов". На митинг он пришел с символизирующим честные выборы белым значком, который сам сделал из картонки и скрепки. "Достала коррупция и бюрократия, - объясняет Дмитрий. - Фальсификации и вранье на каждом шагу". На выборы он не ходит: кандидаты не нравятся, да и в честность выборов все равно не верит. Зато ходит на митинги - еще с декабря. "Надо объявить перевыборы и допустить до них все партии и всех кандидатов в президенты, - требует Дмитрий. - Если бы на выборы пустили Явлинского и Касьянова, это было бы честно, и Путин не выиграл бы в первом туре. Пусть выигрывает во втором - я не против. Лишь бы честно было".
А вот подруги Людмила и Светлана, работающие биофизиками в исследовательском институте, своих симпатий не скрывают - их от холода спасают шарфы с символикой Михаила Прохорова. "Выборы опять прошли нечестно, - уверены женщины. - Мы наблюдателями были, мы знаем: подтасовки, "карусели", открепительные талоны - никакие камеры не спасают. Если бы честно было, Прохоров второе место бы занял". Второе место для их кандидата женщин вполне устроило бы.
В руках у Светланы плакат: "Мы будем приходить, пока они не уйдут".
ВМЕСТО МАЙДАНА ПОЛУЧИЛСЯ ФОНТАН
Правда, оказалось, что митингующие и сами уходить не собираются. Ведущий митинга Владимир Рыжков объявил о его завершении, призвав всех прийти 10 марта - во вторник организаторы подают на эту дату заявку, станет известно время и место митинга. "Мы должны вывести как можно больше людей в центр Москвы, чтобы добиться наших целей - перевыборов в Госдуму, а теперь и президента России", - объяснил Рыжков и со всеми попрощался.
Большинство потянулось к выходу - особенно большая колонна направилась греться прямиком в знаменитый "Макдональдс". Но Сергей Удальцов призвал не расходиться, а депутат-справедливоросс Илья Пономарев со сцены объявил, что сейчас на Пушкинской площади начнется "бессрочная встреча с депутатом" - по закону такие встречи могут проходить без разрешения практически в любом месте, и этим часто пользуется оппозиция, чтобы обойти запреты власти. Удальцов с Пономаревым пошли к фонтану в центре площади, чтобы по образу киевского Майдана установить палатку и в ней общаться с избирателями.
В центре площади осталось несколько сотен оппозиционеров, и митинг быстро превратился в подобие тех акций, которые проходят по 31-м числам на Триумфальной площади. Люди скандировали "Пе-ре-выборы!", а полиция в мегафон вежливо призывала "проявить благоразумие, не поддаваться на провокации и выполнять законные требования сотрудников".
Для подкрепления своих аргументов на площади, сменив обычных полицейских, появились длинные ряды омоновцев-"космонавтов", а к самой площади подогнали "автозаки". Ряды стали смыкаться, а омоновцы - выхватывать активистов и за руки - за ноги относить в грузовики. Зрители - а их было гораздо больше, чем активистов - скандировали "Позор!" Какая-то старая женщина носилась вдоль рядов омоновцев и угрожала, что "обратится к китайцам за защитой", а группа анархистов, встав напротив полицейских, скандировала: "Полиция с народом!"
Наконец, омоновцы, сцепившись руками, стали вытеснять людей с площади в метро, продолжая выхватывать самых буйных. Группа активистов выбежала на Тверскую, парализовав движение, и с криками "пойдем к Кремлю!" попыталась двинуться по улице, но тут же уперлась в ряды ОМОНа.
У другой группы несанционированное шествие получилось лучше - видимо, потому, что с площади они тронулись в сторону Белорусского вокзала. Движение по Тверской остановилось, машины сигналили.
"Оранжисты! Путин - победа России!" - открыв окно, выкрикивал водитель, раздосадованный, что попал в людскую пробку. "Лошара! Наймит! Раб Кремля!" - отозвались активисты. Кто-то пару раз ударил по капоту.
Диалога опять не получилось.