Взлом льда у берегов Азовского моря осложнит обстановку для судов
29 февраля 2012 года

Взлом припая (берегового льда) в Азовском море может осложнить и без того неблагоприятную ледовую обстановку для движения судов, сообщил начальник Центра ледовой гидрометеорологической информации (ЦЛГМИ) Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Сергей Бресткин.

Проблемы в движении судов в Азовском море и Керченском проливе, разделяющем территории Украины и России, возникли в конце января в результате сильных морозов. В ледовый плен попали десятки судов, на некоторых из них заканчивались запасы пищи, продукты подвозили вертолетами. Более трети застрявших судов не имеют ограничений по ледовому плаванию.

Росморречфлот обратился в ААНИИ с просьбой принять участие в обеспечении операций по выводу оказавшихся в тяжелом положении танкеров и сухогрузов. Теперь специалисты ААНИИ обрабатывают спутниковые снимки ледового покрова Азовского моря, составляют обзорные ледовые карты, участвуют в авиационных ледовых разведках и разрабатывают навигационные рекомендации по проводке судов, попавших в ледовый плен.

"В ближайшее время в Азовском море будет взламываться припай (неподвижный лед, который "прикреплен" к берегу и может простираться от линии побережья на десятки и даже сотни километров). Солнце уже греет сильнее, температура воздуха повышается, поэтому большие ледовые поля могут отламываться от берега, тороситься и двигаться, представляя опасность для судов", - рассказал Бресткин.

Пока ледовая ситуация в Азовском море стабильна, отметил ученый. Подобная тяжелая ледовая обстановка в этой акватории возникает крайне редко и последний раз отмечалась в 1965 году, добавил он.

"Отсутствие достоверного долгосрочного прогноза ледовой обстановки и недостаточное внимание судовладельцев к данным мониторинга ледяного покрова в период его образования и привело к таким результатам. В России очень мало специалистов, имеющих должную квалификацию и нормальное здоровье для того, чтобы вести ледовую разведку на вертолете, а потом давать рекомендации по проходу судов. Все они работают у нас, в ААНИИ", - сказал Бресткин.

Помощь застрявшим судам осуществляется в несколько этапов: сначала ученые обрабатывают спутниковые снимки, затем составляют обзорные ледовые карты, по которым планируется ледовая разведка авиации. По такой схеме сейчас строится работа в Азовском море. Несколько раз в ледовой разведке там участвовали и эксперты от ААНИИ.

"Летать над всей поверхностью моря никаких денег и времени не хватит. Обзорные ледовые карты как раз призваны помочь определить наиболее значимые или сомнительные участки ледового покрова, которые стоит осмотреть детально и внести в карты конкретные уточнения уже для судоводителей", - пояснил Бресткин.

ААНИИ круглогодично осуществляет мониторинг ледового покрова во всех морях - ученые смотрят по спутниковым данным, где какая ледовая обстановка, но детальную проработку данных и составление оптимальных маршрутов движения судов им заказывают далеко не все.

"В прошлом году в Сахалинском заливе точно так же прибегли к нашей помощи, когда поняли, что со льдами не совладать. Из Татарского пролива были отозваны два ледокола, и мы были вынуждены скрупулезно составлять рекомендации для самостоятельного движения судов в той акватории. В Финском заливе в 2011 году также пригодились бы обзорные ледовые карты и рекомендации по движению судов во льдах. Однако лишь в нынешней навигации суда по Балтике ходят с такими картами", - рассказал Бресткин.