Суд Киева может вынести решение по делу о крушении Ту-154 над Черным морем в 2001 году
22 февраля 2012 года

Киевский апелляционный хозяйственный суд в среду продолжит рассмотрение жалобы российской авиакомпании "Сибирь" (ныне S7 Аirlines) на решение киевского суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении пассажирского лайнера Ту-154 в 2001 году. Судебные тяжбы по этому делу длятся восьмой год.

Адвокаты российской компании не исключают, что суд в среду может огласить свой вердикт.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В минувший понедельник Апелляционный суд заслушал представителей российской авиакомпании. В среду со своими пояснениями перед судом выступит представитель министерства обороны Украины. После этого суд должен решить вопрос об удовлетворении ходатайств сторон об истребовании дополнительных доказательств.

"Если суд не удовлетворит наши ходатайства, которые мы заявляли, то он может вынести решение", - сказала адвокат S7 Аirlines Александра Павленко.

Она добавила, что адвокаты авиакомпании имеют в своем распоряжении достаточно доводов, подтверждающих причастность военных к крушению самолета.

Ходатайства авиакомпании, отметила Павленко, касаются вызова в суд представителей Межгосударственного авиационного комитета и требования информации российской стороны.

"Если хотя бы одно ходатайство будет удовлетворено, будет очень интересный поворот", - добавила она.

В свою очередь представитель министерства обороны Украины Андрей Козлов считает маловероятным окончание апелляционного процесса в среду.

"Думаю, что нет, решения не будет, это маловероятно. Мы дадим пояснения, и, дай Бог, чтобы мы успели полностью их огласить", - сказал Козлов .

ТРАГИЧЕСКИЙ РЕЙС

Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Тель-Авив - Новосибирск, разбился в октябре 2001 года. Погибли все 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, запущенная украинскими военными, проводившими в тот день учения в Крыму: украинские военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью. Украина спустя некоторое время после трагедии, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям жертв моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего. Трагедия стоила должности тогдашнему министру обороны Украины Александру Кузьмуку и ряду генералов украинской армии.

В то же время официальный Киев не возместил ущерб российской авиакомпании и "Сибирь" в 2004 году подала иск, в котором требовала взыскать с министерства обороны и государственного казначейства Украины 15,32 миллиона долларов за сбитый самолет.

Однако Хозяйственный суд Киева в начале сентября 2011 года отклонил иск авиакомпании.

ПЕРВОЕ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ

В основу своего решения суд первой инстанции положил повторную экспертизу, которую провели украинские специалисты. Сотрудники Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) в 2010 году установили, что украинская ракета не могла сбить пассажирский самолет.

Украинские эксперты ссылаются на данные контроля РЛК "Геленджик" в день катастрофы, согласно которым в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдался неизвестный объект на расстоянии 49,9 километра от места катастрофы. Экспертиза КНИИСЭ установила, что если бы неизвестным объектом была ракета 5В28 ЗРК С-200В украинских войск, то она не смогла бы за 30 секунд по своим тактико-техническим характеристикам преодолеть расстояние до самолета и поразить его.

Суд первой инстанции принял экспертизу украинских специалистов как доказательство и отказался удовлетворить иск "Сибири".

Виновные в крушении самолета до сих пор не установлены. В настоящий момент неизвестно, на какой стадии находится расследование инцидента: генпрокуратура Украины хранит молчание. Ранее, в 2004 году, генпрокуратурой выносилось постановление о прекращении расследования дела, но это постановление в 2005 году отменил Военный суд Киевского гарнизона, не согласившись с выводами следствия.