НАУФОР предложила Госдуме список изменений законодательной базы на финансовом рынке
14 февраля 2012 года

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила в в адрес первого зампреда Государственной Думы РФ Александра Жукова предложения по основным приоритетам законодательства для российского фондового рынка в 2012 году, говорится в сообщении ассоциации.

Рекомендации по совершенствованию законодательной базы были составлены на основании предложений, высказанных на "круглом столе" "Развитие российского фондового рынка в 2012 году", который НАУФОР провела 13 декабря 2011 года.

Основные направления работы Госдумы в области финансового законодательства, по мнению НАУФОР, должны быть направлены на стимулирование внутреннего инвестиционного спроса и повышение конкурентоспособности внутреннего первичного рынка.

ЛЬГОТЫ, СЧЕТА, ФОНДЫ

Для развития института внутреннего российского инвестора участники рынка предлагают ввести налоговые льготы по доходам от операций с ценными бумагами (в том числе с инвестиционными паями) и финансовыми инструментами, принадлежащими гражданину более трех лет.

Для развития инвестиционной составляющей пенсионной и страховой системы НАУФОР в очередной раз предлагает представителям законодательной власти вернуться к вопросу о введении отдельного "инвестиционного вычета" по НДФЛ в размере до 250 тысяч рублей в год для средств, направляемых на добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни и индивидуальные инвестиционные (пенсионные) счета.

Одновременно ассоциация предлагает ввести новый тип брокерских счетов и счетов управляющих ценными бумагами - индивидуальный инвестиционный (пенсионный) счет(ИИ(П)С), который может открываться гражданами у специальных профучастников рынка ценных бумаг.

Такие счета "должны открываться на срок до достижения пенсионного возраста или на срок не менее десяти лет". При этом владелец счета может самостоятельно принимать решение о том, в какие инструменты будут инвестироваться средства, а также он будет нести риски снижения их рыночной стоимости.

"При этом не подлежит налогообложению НДФЛ средства в пределах "инвестиционного вычета", помещаемые на ИИ(П)С, а также доход от инвестирования средств на ИИ(П)С. Объектом налогообложения НДФЛ является доход, полученный в ходе инвестирования средств ИИ(П)С - разница между внесенными средствами и средствами, изъятыми по достижении пенсионного возраста (срока инвестирования)", - уточняется в предложении НАУФОР.

Одновременно участники рынка предлагают освободить от налога на добавленную стоимость "услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, НПФ ".

В регулировании негосударственных пенсионных фондов, по мнению НАУФОРа, необходимо ввести изменения, отменяющие "правила об обеспечении сохранности и доходности их средств, исключить возможность или дестимулировать изъятие средств вкладчиками, а также изменения, позволяющие создание НПФ в форме коммерческих организаций".

Еще одна инициатива, не первый год предлагаемая участниками рынка - создание компенсационного фонда на рынке ценных бумаг и компенсационного фонда для негосударственных пенсионных фондов.

В случае банкротства финансовых организаций средствами этих фондов будут компенсированы потери клиентов-физических лиц.

ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК

Для повышения конкурентоспособности внутреннего первичного рынка НАУФОР предлагает ввести уведомительный порядок регистрации ценных бумаг во всех случаях, за исключением открытой подписки, сопровождаемой проспектом.

"В случае открытой подписки, сопровождающейся проспектом, предметом контроля регулирующих органов должна являться только полнота информации в проспекте", - считают участники рынка.

Также предлагается освободить от регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) проспекты ценных бумаг, размещаемых по закрытой и открытой подписке, в случае если выпуски размещаются среди квалифицированных инвесторов или среди небольшого (до 100, не считая владельцев ценных бумаг, реализующих преимущественное право) инвесторов.

Не регистрировать предлагается также выпуски ценных бумаг в объеме до одного миллиарда рублей в год и эмиссии, в соответствии с условиями которых каждый инвестор должен уплатить не менее четырех миллионов рублей.

Эмитентов, которые уже раскрывают информацию в форме ежеквартального отчета, также предлагается освободить от регистрации эмиссии ценных бумаг в ФСФР.

НАУФОР предлагает упростить процедуру размещения ценных бумаг, отменив двухнедельный срок между раскрытием проспекта и началом размещения бумаг. Также предлагает сократить срок реализации преимущественного права, если эмитент раскрывает информацию на сайте или в СМИ и ввести возможность обращения ценных бумаг после их полной оплаты. Кроме этого предлагается возможность введения частичной оплаты акций "в случае наличия обязательства по их оплате со стороны инвестиционного банка".

Существующую в настоящее время регистрацию отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и административное признание выпуска несостоявшимся НАУФОР считает излишними, предлагая сохранить только возможность признания выпуска недействительным, в том числе по иску регулирующего органа.

"Достигнутый уровень развития российского фондового рынка позволяет начать обсуждение следующего этапа по либерализации российского фондового рынка. Речь идет об упрощении доступа иностранных инфраструктурных институтов к российской инфраструктуре и доступа российских компаний к иностранному первичному рынку. Однако без решения задач по стимулированию внутреннего инвестиционного спроса и совершенствования правил российского первичного рынка такие шаги являются преждевременными. Именно эти направления участники круглого стола считают приоритетными направлениями развития российского фондового рынка в следующем году", - говорится в письме.