Лидеры Британии и Шотландии не пришли к согласию на первой личной встрече по референдуму
16 февраля 2012 года
Политические лидеры Соединенного Королевства и Шотландии - Дэвид Кэмерон и Алекс Салмонд - на первой личной встрече по организации референдума о шотландской независимости не смогли преодолеть главные противоречия по этому вопросу, заявили в четверг политики журналистам по окончании встречи.
Кэмерон посетил Эдинбург, где впервые с момента одобрения шотландским парламентом плебисцита по вопросу независимости встретился наедине с лидером Шотландской национальной партии SNP, первым министром Шотландии Алексом Салмондом.
В ходе обсуждения деталей предстоящего референдума в последние месяцы выявились четыре противоречия по юридическим механизмам проведения плебисцита.
Во-первых, Лондон настаивает на скорейшем проведении референдума с целью минимизировать экономический ущерб и не допустить проведения полномасштабной националистической кампании. Эдинбург же намерен провести референдум в 2014 году как раз с целью выиграть время для такой кампании.
Во-вторых, Лондон настаивает на простой формулировке вопроса о независимости ("за" или "против"), Эдинбург же не исключает и второго вопроса о "максимальной деволюции" (практически полной автономии, при которой в ведении центральных властей останутся лишь оборона и внешняя политика). Лондон опасается, что такой "промежуточный" вариант наберет больше сторонников, чем полная независимость.
Два других противоречия - допуск к голосованию 16- и 17-летних (на руку Эдинбургу, поскольку уровень поддержки национализма у молодежи выше) и учреждение особого избирательного органа для проведения референдума - не столь непримиримы. Шотландия, например, уже фактически отказалась от идеи учредить отдельный избирательный орган и согласилась на организацию референдума Избирательной комиссией Соединенного Королевства.
"Мы сумели сделать довольно существенные шаги", - рассказал Салмонд по окончании переговоров с британским премьером. При этом он констатировал, что по основным вопросам - времени референдума и формулировке вопроса - сблизить позиции не удалось.
Кэмерон, в свою очередь, охарактеризовал переговоры как "конструктивные", однако в интервью Би-би-си заявил, что "по вопросу независимости, отделения Шотландии от Соединенного Королевства, особого прогресса не было". Он добавил, что для него абсолютным приоритетом остается сохранение единства Соединенного Королевства и скорейшее проведение референдума с "простым, прямолинейным и легально сформулированным" вопросом.
Между тем, Би-би-си со ссылкой на источники в британском правительстве добавляет, что Лондон считает итоги встречи "разочаровывающими".
Ранее Кэмерон выступил в шотландской столице с публичной речью в защиту идеи единой страны, созданной в результате унии Англии и Шотландии, фактически существовавшей с 17 века и формально закрепленной Актом об объединении 1707 года (в 1801 году подобный Акт был заключен с Ирландией).
Глава британского правительства заявил, что верит в Соединенное Королевство "головой, сердцем и душой" и будет "глубоко, глубоко опечален", если Шотландия станет независимой.
"Я не говорю, что Шотландия не проживет самостоятельно, конечно, проживет, как проживет и Англия, но в идеале я надеюсь, что этого не произойдет... Мы достигли столько всего совместно, мы можем продолжать наши совместные достижения, так что я надеюсь, что когда придет время, шотландцы проголосуют за то, чтобы остаться в нашем общем доме... Вместе мы сильнее, вместе мы честнее, вместе мы богаче", - эмоционально произнес Кэмерон.
Он указал, что в результате отделения Шотландии будут разрушены или серьезно пострадают такие общенациональные институты, как Вооруженные силы, включая британское ядерное оружие, которое размещено на базирующихся близ берегов Шотландии подводных лодках, Национальная система здравоохранения и Британская вещательная корпорация Би-би-си, а также членство Соединенного Королевства в ООН, ЕС и НАТО.
Шотландия получила ограниченную автономию в рамках процесса деволюции в 1997 году. С 1999 года в Шотландии функционирует собственный парламент и исполнительная власть. Однако их полномочия ограничены в основном вопросами образования, культуры, здравоохранения, транспорта, охраны окружающей среды и рядом других сфер. Шотландия также традиционно имеет собственную судебную систему.