Главы МИД и СВР РФ 7 февраля будут уговаривать президента Сирии оставить власть - эксперты
5 февраля 2012 года
Глава МИД РФ Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков во время визита в Сирию 7 февраля попытаются уговорить президента страны Башара Асада оставить власть, полагают эксперты.
По информации МИД РФ, Лавров и Фрадков посетят Дамаск, где встретятся с президентом Асадом, по поручению президента России Дмитрия Медведева.
"Этот визит во многом своеобразная "разведка на месте", попытка выяснить ситуацию... Возможно, будет попытка уговорить сирийского президента действительно пойти на тот вариант, который предлагает Лига арабских государств (основной пункт плана ЛАГ - передача президентских полномочий Асадом своему заместителю - вице-президенту страны)", - сказал историк-востоковед Владимир Ахмедов.
По его мнению, первая с момента начала беспорядков в Сирии поездка столь высокопоставленных представителей РФ в страну в любом случае необходима. Она демонстрирует Западу, что Россия не просто против резолюций СБ ООН, "но за этим последуют конкретные действия - попытка вывести ситуацию в политическое русло".
"Судя по тому, какие комментарии дают арабоязычные сайты, по крайней мере, начальник службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков имеет очень прочные позиции в международных организациях и может разрешить ситуацию с учетом его личных и деловых качеств", - отметил Ахмедов.
Он отметил, что пока у РФ мало шансов наладить диалог с сирийской оппозицией.
Россия и Китай заблокировали в субботу принятие в СБ ООН резолюции по Сирии, воспользовавшись правом вето. Это уже второй раз, когда Россия и Китай, как постоянные члены СБ ООН, не пропускают резолюцию по Сирии, где с марта 2011 года продолжаются столкновения оппозиции и властей. По данным ООН, в результате столкновений погибло свыше 5 тысяч человек.
Нынешний проект резолюции был составлен 2 февраля после недели интенсивных дискуссий, и его соавторами стали 17 государств, в том числе не входящих в Совет Безопасности.
В Москве и Пекине опасаются повторения в Сирии "сценария" Ливии, где при санкционированной ООН поддержке войск НАТО и с разрешения СБ оппозиция смогла свергнуть режим Муамара Каддафи, но стабильность восстановить так и не удалось.
"Сирийская оппозиция в виде Сирийского Национального Совета и коалиционных комитетов и генерального секретариата этих комитетов уже заявили свою резкую позицию о том, что с Россией после голосования (в СБ ООН) никакого разговора вестись не будет", - сказал Ахмедов.
С мнением коллеги по повестке дня предстоящего визита Лаврова и Фрадкова в Сирию согласен и президент Института изучения Ближнего Востока и Израиля Евгений Сатановский.
"Не исключено, что обсуждение Фрадкова и Лаврова с Асадом пойдет именно на тему того, а куда, собственно, должен переместиться режим и кому Асад должен сдавать дела, чтобы минимизировать последствия гражданской войны, которая практически наверняка резко интенсифицируется после того, как режим падет или исчезнет каким-то другим способом", - заявил эксперт.
Он добавил, что в этом вопросе Дамаску сейчас лучше общаться с Москвой, которая "пока сохраняет свое лицо, не продавая бывших союзников, партнеров и сателлитов, как это стало можно в последнее время на Западе". "У арабов даже поговорка появилась: быть врагом Америки опасно, но быть ее другом опаснее вдвойне", - добавил эксперт.
Комментируя результаты голосования, состоявшегося накануне в Совете Безопасности ООН по "марокканской" резолюции по Сирии, Сатановский также предположил, что теперь "Асада будут свергать какими-либо другими методами", что неизбежно приведет к "резне в рамках демократии". Эксперт объяснил это тем, что нынешняя оппозиция, которая в будущем претендует руководить Сирией, - это лишь марионеточная оппозиция Запада, цель которой свергнуть Башара Асада. "В ней различные группы и группировки люто друг друга ненавидят и, если они Асада все-таки добьют, то неизбежно сцепятся между собой", - заявил эксперт.
Он также предположил, что резко негативная реакция Запада на российское и китайское вето может быть также связана с финансовыми проблемами, которые испытывают, в частности США и Франция, в период предвыборных кампаний.
"Основными донорами в явной или скрытой форме этих президентских кампаний станут арабские страны - Катар и Саудовская Аравия. По Ливии это было видно. В случае с президентом Франции вообще обсуждались конкретные суммы и бонусы, которые лично он должен был получить в рамках свержения Муаммара Каддафи", - добавил Сатановский.