Эксперты призвали к реформе системы психологической помощи подросткам
14 февраля 2012 года

Самоубийства детей и подростков можно предотвратить проявлением любви и внимания в семье и реформированием системы психологической помощи несовершеннолетним на уровне государства, в том числе выводом психологов из школ, заявили эксперты, представители медицины и духовенства во вторник в Москве на пресс-конференции на тему: "В России участились случаи подростковых самоубийств. Как удержать детей от трагического шага? Роль семьи, школы и церкви".

По статистике, приведенной экспертами, в России число самоубийств детей и подростков до 14 лет с 2000 года по 2010 год сократилось в два раза - с 500 до 240. С другой стороны, согласно данным ВОЗ, "критический уровень" - 11 случаев суицида на 100 тысяч населения, а в России этот показатель превышен в четыре раза - 38-40 случаев.

"Россия делит первое место с Белоруссией и Литвой на протяжении последних многих лет по числу самоубийств... То, что дети и подростки уходят из жизни добровольно, - это большая социальная проблема, которую надо решать усилиями многих организаций", - считает главный детский психиатр Москвы, руководитель отдела неотложной психиатрии и помощи при ЧС Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Анна Портнова.

ЦЕННОСТИ ЛЮБВИ И ЖИЗНИ

"Что делать родителям (заметившим суицидальные наклонности ребенка) - в первую очередь, обращаться к профессионалам: психологам, священникам. Но главное - не доводить до таких ситуаций. А для этого важны две вещи - это любовь и внимание. Причем любовь не та, которую в основном показывают в кино, а любовь родителей к детям, любовь брата, сестры", - сказал зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Георгий Рощин.

По его словам, у священника бывают задачи, схожие с задачами психолога, - "показать человеку, что он не один, что есть любовь, и ее можно обрести, что ничего страшного не произошло, все можно исправить".

Представитель Русской православной церкви убежден, что вопрос суицида - "ценностный". "Как часто мы задумываемся о ценности человеческой жизни? И насколько воспитываем в этих ориентирах подрастающее поколение? Церковь много говорит об этом, о том, что убийство или самоубийство является тяжким грехом. Но такой вопрос - именно о ценностных ориентирах - надо ставить на всех уровнях - в школах, вузах, на предприятиях", - призвал Рощин.

"Самоубийство - это пассивный протест, не активный, это просто уход от ситуации. И психиатры, психологи помогают посмотреть на ситуацию другими глазами, успокоить, снизить уровень тревоги", - отметила главный детский психиатр Москвы Анна Портнова.

Она призвала родителей всячески помогать детям, но делать это деликатно, "всегда поддерживать с ребенком тесные эмоциональные отношения", не давать ему отчуждаться, объясняя это "подростковым возрастом".

Основными причинами детского и подросткового суицида, по словам эксперта, оказываются "микросоциальные конфликты": обиды в семье, в школе, на учителей, ощущение несправедливости и "желание наказать таким образом", реже - несчастная любовь или душевные расстройства и психические заболевания.

СОВЕТЫ ГОСУДАРСТВУ, ШКОЛЕ И СМИ

По словам главного детского психиатра столицы, на уровне города готовится проект, который будет включать психологическое интернет-консультирование детей и родителей. Но в целом в России, особенно в регионах не хватает подобных интернет-ресурсов, с помощью которых подростки могли бы получать поддержку и помощь, телефонов доверия, институтов психологической помощи детям. В регионах, где число подростковых самоубийств в разы выше, как отметила Портнова, нет ни детских, ни зачастую "вообще никаких психологов".

Президент Ассоциации детских психиатров и психологов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, член экспертного совета Министерства образования РФ Анатолий Северный убежден, что необходимо "в корне менять всю систему помощи" - "чтобы ребенок имел возможность получить необходимую помощь в шаговой доступности в нужный момент".

"Психолог в школе - это нонсенс. Один-два психолога на 800-1000 детей плюс несколько сот человек педколлектива - это полная бессмыслица, трата средств и кадров", - считает Северный.

По его словам, на практике дети боятся идти к школьному психологу, потому что он - "часть администрации школы".

"Надо выводить психологов из школы. Психологические службы должны быть независимы от школы. Школа должна воспитывать, а психологи - защищать личность ребенка. А у нас написано, что функция психолога - сопровождение учебного процесса", - сказал президент Ассоциации детских психиатров и психологов.

Депутат Госдумы РФ, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова также выступила "категорически против психологов в школе" и акцентировала внимание на "потере духовных ценностей".

"Чувство стыда, понимание, что самоубийство - это большой грех, отсутствуют", - сказала она. По ее словам, "свою лепту" вносят компьютерные игры и СМИ, культивирующие героев, которым "все нипочем" ("я его убил, а он встал и побежал дальше, почему бы нет"). В результате "притупляется чувство реальности".

"Государство сейчас отстранилось от проблем детей... В "Стратегии-2020" нет ни слова о семье", - добавила Алимова.

Между тем, по мнению еще одной участницы пресс-конференции - члена комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Евдокии Бычковой, корень проблемы кроется именно "в государственной семейной политике", которая сегодня "однобока - направлена в основном на материальную помощь".

"Духовная составляющая, в которой нуждается сегодня семья, к сожалению, в государственной политике практически отсутствует", - добавила Бычкова.

Она также призвала СМИ "показывать хорошие семьи" и подвергла критике "то, что показывает Малахов".

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ

На вопрос, куда обращать детям, нуждающимся в психологической помощи, или их родителям, президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный ответил, что "в каждом округе есть центр (а в некоторых округах и не один) социально-психологической помощи детям, бесплатной".

"Но информации об этих центрах недостаточно, в школах этой информации нет... А она должна быть в каждой школе", - подчеркнул эксперт.

Кроме того, ребенку до 15 лет могут оказывать помощь только с ведома родителей. Поэтому Северный считает целесообразным создание специальных "кризисных центров", куда дети и подростки могли бы обращаться и без родителей.

Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова выделила также еще ряд официальных учреждений, где оказывают психологическую помощь детям и родителям: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского, федеральный Центр психического здоровья, Московский НИИ психиатрии, научный Центр психического здоровья детей.