Буддисты встречают в среду Новый год - Черного водяного дракона
22 февраля 2012 года

Новый год по лунному календарю (Сагаалган - "Белый месяц") встречают в среду российские буддисты наряду с жителями Тибета и Монголии.

Праздничные обряды пройдут в дацанах, храмах и буддийских общинах Бурятии, Тувы, Иркутской области, Забайкальского края, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В Калмыкии, где Новый год отмечается раньше, будут праздновать день прихода весны.

"В регионах России во всех храмах будут совершаться торжественные молебны. В Москве широкого празднования не будет, так как в столице буддистских храмов, к сожалению, нет. Желающие могут прийти в этот день в наше представительство", - сказал постоянный представитель Буддистской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.

Кроме того, по его словам, утром 22 февраля с 06.00 до 08.00 на официальном сайте Буддистской традиционной сангхи России состоится онлайн-трансляция утреннего хурала (богослужения) Сидор Лхамо из Иволгинского дацана.

Согласно буддийскому преданию, в Новый год ранним утром в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, и бодрствующие в это время обретают ее защиту.

В Санкт-Петербургском дацане, по данным его пресс-службы, молебен Сидор Лхамо начнется в 05.00, затем состоится обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия, угощение белой пищей (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В последующие два дня многие буддисты будут совершать особый обряд - запускать "коней ветра удачи" (вешать на крыши домов и деревья освященные ламой флажки, которые связаны с понятием благополучия).

"Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, а также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда", - сказано в новогоднем сообщении на сайте Петербургского дацана.

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Современное религиозное содержание Новый год приобрел в начале XV века, когда известный реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелугпа (последователями которой являются большинство российских буддистов) лама Чже Цонкапа (или Цзонхава) разработал правила проведения праздников в дацанах. К Новому году он приурочил Монлам Ченмо - Великий молебен, который посвящен 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни в индийском городе Шравасти, и длится 15 дней (в этом году с 23 февраля по 10 марта).

Сегодня Сагаалган в тибетском буддизме является первым из шести главных праздников года. В этот день верующие стремятся попасть в дацаны, чтобы в молитвах о благополучии, добром урожае, мире и спокойствии встретить Новый год.

Духовным центром российских буддистов с 1946 года считается Иволгинский дацан, расположенный в 30-ти километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь находится резиденция Хамбо-ламы - главы Буддийской традиционной сангхи (общины) России.

Новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение - Сагаалганай хурал.

Сагаалган наступает с рассветом 1-го числа Белого месяца, которое в этом году выпадает на 22 февраля. Рассвет буддисты традиционно определяют "по линиям на ладони": когда все они становятся различимы - значит, рассвело.

На практике Новый год встречают около шести часов утра. Примерно в 05.30 в резиденции Хамбо-ламы раздаются призывные звуки особого музыкального инструмента - морской раковины Дунгар. Торжественная процессия приглашает ламу на кульминацию праздника, он восходит на трон - и начинается главное новогоднее богослужение.

По его завершении лама оглашает новогоднее послание и благословляет верующих. Собравшиеся в храмах буддисты приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца - это символ чистых помыслов и светлых пожеланий. В праздник верующие также заказывают молебны на весь будущий год.

В первые дни после наступления Нового года принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками. Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.

На новогоднем столе обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо. Что касается спиртных напитков, то их ламы призывают не употреблять.

Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются по 17-е число Белого месяца.

Время наступления каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам. 12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летосчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры ("Колеса времени"). Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году.

БУДДИЗМ В РОССИИ

Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысячи лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.

По данным Буддийской традиционной сангхи России, буддизм начал проникать на территорию нашей страны из Тибета и Монголии через тувинцев еще в 11 веке. На рубеже 16-17 веков в России закрепилось учение тибетской школы Гелугпа ("Обитель блага" или "Традиция добродетелей"). Основатель этого течения - реформатор тибетского ламаизма Цонкапа (Цзонхава, 1357-1419).

Гелугпа относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), основным принципом которого является деятельность во благо всех живых существ.

Первый буддийский монастырь на территории России - Цонгольский дацан в Бурятии - появился в 1730-х годах. Официальный статус государственной религии России буддизм получил в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А в 1763 году был введен институт духовного главы российских буддистов - Пандито Хамбо-ламы. С этого момента сангха России стала автокефальной (независимой).

К концу 1930-х годов в Бурятии действовали 47 дацанов, в которых жили более 10 тысяч лам и послушников, в Калмыки было 28 хурулов (монастырей), в Туве - почти 20.

В 1938 году все буддийские монастыри и школы были закрыты, большинство лам и монахов оказались в лагерях, тысячи священнослужителей были расстреляны. Только в 1946 году было получено разрешение на открытие Иволгинского и Агинского дацанов.

В настоящее время в Бурятии насчитываются 26 дацанов, много буддийских общин в Калмыкии, Туве, на Алтае, в Усть-Ордынском автономном округе, Читинской области, есть общины в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и других больших городах. Крупнейшим буддийским центром на территории европейской части России является Санкт-Петербургский дацан, построенный еще в начале 20 века.

Государственные лицензии имеют два религиозных вуза традиционной сангхи России - Агинский буддийский институт и Буддийский институт "Даши-Чойнхорлин".

Всего же в России проживает, по разным данным, от 400 тысяч до одного миллиона буддистов.