Работа атомохода на Балтике сэкономит топливо для дизельных ледоколов - капитан порта
23 января 2012 года
Работа атомного ледокола "50 лет Победы" в Финском заливе этой зимой позволит ФГУП "Росморпорт" сэкономить на топливе и обслуживании дизель-электрических ледоколов, так как они будут значительно меньше участвовать в проводках судов, рассказал в понедельник капитан морского порта "Большой порт "Санкт-Петербург" Петр Паринов.
В этом году на Балтике предстоит работать самому крупному атомоходу в мире, принадлежащему ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом". Пребывание атомного ледокола "50 лет Победы" в 2012 году на Балтике, согласно договору между Росатомфлотом и Росморпортом, рассчитано на 100 дней.
"Поскольку, в любом случае, атомный ледокол зафрахтован, он начнет работать первым, а наши росморпортовские дизель-электрические ледоколы будут подключаться - если будет такая необходимость. Естественно, они сэкономят на топливе, на всех расходах на свое содержание, пока будут стоять", - рассказал Паринов.
Атомоход прибудет из Мурманска на Балтику в начале февраля. Координацию его действий штаб ледокольных операций администрации "Большого порта Санкт-Петербург" будет осуществлять точно так же, как и работу с дизель-электрическими ледоколами.
"Абсолютно нет никакой разницы, все в штабе ледовых операций. Общее руководство штабом ледокольных операций возложено на моего заместителя по филиалу (капитана морского порта Усть-Луга - ред.) Олега Глухова", - сказал Паринов.
ГОД НА ГОД НЕ ПРИШЕЛСЯ
Прогноз Росгидромета на 2012 год, на который в прошедшем августе опирались специалисты администрации порта, не совпал с фактическим. По словам Паринова, прогнозировалась зима, аналогичная прошлогодней.
"Мы готовились к худшему варианту - определили количество и расстановку ледоколов, зафрахтовали атомный ледокол, но прогнозы не оправдались. Ледовая зима началась на два месяца позже, и уже понятно, что она не будет такой, как в прошлом году, и она раньше закончится", - рассказал Паринов.
В прошлом году, впервые в истории атомного ледокольного флота России, атомоход "Вайгач" прибыл в Финский залив 26 февраля по аналогичному договору аренды между двумя предприятиями. Первоначально атомоход должен был вернуться в порт приписки Мурманск 16 марта 2011 года, но его пребывание на Балтике из-за тяжелой ледовой обстановки продлевали несколько раз: сначала - до 25 марта, затем - каждые пять суток, до 1, 5 и 10 апреля.
В основном, "Вайгач" работал в направлении порта Приморск, сопровождая супертяжелые танкеры с нефтепродуктами. Число танкеров и сухогрузов, попавших в ледовый плен в Финском заливе, в некоторые дни превышало 150 единиц. За время работы на Балтике "Вайгач" освободил из ледового плена и провел более 250 судов. Также на помощь ледоколам на Балтику, прервав работу в Антарктиде, прибыл дизель-электрический линейный ледокол "Капитан Драницын", оказавший значительную помощь в проводке застрявших во льдах грузовых судов.
По словам Паринова, в прошлом году суда на Балтике лишь с 20 апреля ходили самостоятельно, в нынешнем году это будет конец марта - начало апреля. В прошлом году дизель-электрические ледоколы вышли на работу 27 ноября, а в этом - на два месяца позже.
"Лед только до дамбы, все остальное - пока чистая вода. Испытывают затруднения маломощные суда, но практически все пока двигаются по заливу самостоятельно, а ледоколы стоят на подстраховке. С учетом того, что на этой неделе ожидаются морозы, в 12-часовую готовность приведен ледокол "Юрий Лисянский". Все ледоколы готовы. С 19 января вышел в работу "Иван Крузенштерн", сейчас "Семен Дежнев" работает. Естественно, не идет речи о привлечении на Балтику дизель-электрического ледокола "Капитан Драницын", - подчеркнул Паринов.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ОПРЕДЕЛЯТ ПОЗЖЕ
Пока штаб ледокольных операций Большого порта не объявил так называемую точку формирования каравана, в которой должны будут останавливаться все суда, идущие в сторону Петербурга, и ждать указаний капитанов ледоколов, рассказал руководитель группы наставников отдела по флоту Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Георгий Мельник.
Как только кромка льда сдвинется дальше в Финский залив, эта точка будет объявлена. Суда без ледового класса, по правилам, должны двигаться только в сопровождении ледоколов, суда с ледовыми усилениями (ледовым классом) могут преодолеть путь до порта и самостоятельно, и под проводкой ледокола - все будет зависеть от оперативной ситуации.
"На (направление) Санкт-Петербург - старший ледокол "Капитан Сорокин", на Приморск - "Ермак", Выборг и Высоцк - "Санкт-Петербург", и "Капитан Николаев" - на Усть-Лугу. Они будут отслеживать движения всех судов в своем направлении. Будет каждый день составляться маршрут движения тех судов, которым ледоколы дадут разрешение на самостоятельное движение во льду", - рассказал Мельник.
Что касается гидрометеорологических сведений при планировании навигации во льдах, то их администрация Большого порта получает не только из Росгидромета.
"У нас заключено два договора: один с Гидрометом, который дает прогнозы погоды, и с Институтом Арктики и Антарктики (ААНИИ). Мы получаем спутниковую карту льдов по необходимости, она идет в режиме онлайн. У нас установлено на ледоколы оборудование, и эту карту мы передаем капитанам. Кроме того, мы получаем информацию и карты - шведские, финские, немецкие. Для анализа чем больше информации, тем лучше. Мы обсуждаем, какая фактическая ледовая обстановка в той точке, где находится каждый ледокол. Они нам могут сказать, какой лед, какая обстановка, какие есть маршруты движения", - пояснил Паринов.
Всего в акватории Большого порта Петербург, Выборг, Высоцк ,Приморск и Усть-Луга работают 13 дизель-электрических портовых и линейных ледоколов, принадлежащих ФГУП "Росморпорт". Самым старшим является "Кару", построенный в 1958 году. Самыми "молодыми" считаются "Москва" (2008 год) и "Санкт-Петербург" (2009 год). Самый мощный - "Ермак" (36 тысяч лошадиных сил).
Атомоход "50 лет Победы" представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Расчетная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол на постоянном ходу, составляет 2,8 метра. Длина - 160 метров, ширина 30 метров, осадка 11 метров. Силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов, максимальная мощность - 75 тысяч лошадиных сил, что как минимум в два раза превышает показатели самого мощного дизель-электрического ледокола из числа тех, кто трудится на Балтике.
Ремонтно-технологическое предприятие РТП "Атомфлот" было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации "Росатом". В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.