Первое включение двигателей "Прогресса" для отстыковки спутника "Чибис" прошло штатно
24 января 2012 года
Первое включение двигателей космического грузового корабля "Прогресс М-13М", отстыкованного во вторник от Международной космической станции (МКС) для создания оптимальных условий для запуска российского микроспутника Чибис-М", прошло в штатном режиме, сообщил представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП).
"В результате первого маневра кораблю был придан импульс 34,75 метра в секунду. Второе включение двигателей "Прогресса" для создания оптимальных условий для запуска спутника "Чибис-М" намечено провести в 06.22 мск вторника", - сказал собеседник агентства.
По его словам, по итогам двух включений двигателей космического грузовика он будет выведен на орбиту со средней высотой приблизительно 500 километров.
Собеседник агентства напомнил, что на прошлой неделе космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров и Олег Кононенко, которые работают сейчас на станции, установили на грузовой корабль пусковой контейнер со спутником, предназначенным для изучения грозовых разрядов в атмосфере.
Представитель ЦУП также сообщил, что микроспутник "Чибис-М" отделится от корабля "Прогресс М-13М" 25 января в 03.19 мск и начнет самостоятельный полет.
"Сам грузовой корабль также начнет самостоятельный полет к Земле для последующего затопления в несудоходном районе Тихого океана. Включение двигателей "Прогресса" на торможение запланировано на 25 января в 06.27 мск после чего в 07.18 мск не сгоревшие в плотных слоях атмосферы обломки космического грузовика приводнятся в Тихом океане", - отметил представитель ЦУП.
Он также напомнил, что с космодрома Байконур на 26 января запланирован запуск к МКС следующего грузового корабля "Прогресс М-14М".
Космический эксперимент "Исследования физических процессов при атмосферных грозовых разрядах на базе микроспутника "Чибис-М"" предназначен для детального изучения возникновения электрических разрядов в атмосфере в самом широком диапазоне энергий - от радио- до гамма-излучения.
Кроме сугубо научного, изучение этих явлений представляет и практическое значение. Сверхмощное гамма-излучение на высотах 10-20 километров представляет потенциальную опасность для экипажей и пассажиров самолетов. Гамма-излучение, которое все же достигает Земли, покрывает большие площади, что может быть важным с точки зрения экологии.
Кроме того, сверхмощные одиночные радиоимпульсы обладают высокой мощностью практически во всем используемом диапазоне радиоволн (до 3 ГГц и выше) и могут служить удобным природным источником излучения для создания глобального мониторинга радиосвязи.
"Чибис" весит около 40 килограммов, масса его научной аппаратуры составляет около 12 килограммов. Разработку и изготовление микроспутника обеспечил Институт космических исследований (ИКИ) РАН. В рамках данной программы создана и наземная инфраструктура, обеспечивающая прием и обработку информации с "Чибис-М". Центр приема организован в Специальном конструкторском бюро космического приборостроения ИКИ РАН в городе Таруса (Калужская область).
Первым проектом программы научно-образовательных микроспутников стал запуск 26 ноября 2001 года российско-австралийского аппарата "Колибри-2000". Космический аппарат также был доставлен на борт МКС грузовым кораблем "Прогресс М1-7". В ночь с 19 на 20 марта 2002 года, через четыре месяца пребывания на МКС, после отделения грузового корабля микроспутник был выведен на самостоятельную орбиту.
"Колибри-2000" совершил 711 витков вокруг Земли и утром 4 мая 2002 года завершил свое существование в плотных слоях атмосферы над акваторией Тихого океана.