Новая военная стратегия США является попыткой ограничить рост влияния КНР в АТР - эксперты
16 января 2012 года

Переориентация США на Азиатско-Тихоокеанский регион была предсказуема, а новая американская военная стратегия свидетельствует об активизации политики Вашингтона на данном направлении и призвана ограничить влияние Китая в АТР, полагают китайские и российские эксперты.

В начале января министерство обороны США представило новую американскую военную стратегию "Обеспечивая глобальное лидерство США: приоритеты в сфере обороны 21 века", которая кардинально меняет подходы к обеспечению безопасности. Так, уменьшаются военные расходы и структура вооруженных сил, сокращаются масштабы сухопутных войск в Европе и одновременно происходит концентрация ресурсов на других направлениях. Помимо этого, США более не планируют вовлекаться в долговременные военные операции, но планируют существенно усилить военное присутствие в АТР.

Заместитель директора Института истории и географии приграничных районов Академии общественных наук КНР Син Гуанчэн считает, что внимания заслуживает тот факт, что США рассматривают Китай как своего стратегического соперника, а его динамичное развитие "как вызов для американского влияния и, в особенности, монопольному влиянию США в АТР". По его мнению, необходимо уделить большое внимание изучению новой американской стратегии.

"Влияние Китая в регионе на экономической площадке увеличивается, это влияние очень существенно, произошли огромные перемены.... США в некоторых аспектах рассматривают этот момент как вызов, считают, что в перспективе это может отразиться и на направлениях военной стратегии, что мы сейчас в этом документе и наблюдаем. Потому возникают попытки ограничить развитие, продвижение китайской мощи в регионе", - сказал он в понедельник в ходе видеомоста Москва - Пекин на тему: "Новая американская стратегия: переориентация на АТР. Новые приоритеты - новые вызовы?".

В свою очередь, заместитель директора института международных отношений, заместитель руководителя центра американских исследований Народного университета КНР Цзинь Цаньжун полагает, что, несмотря на то, что США переносит фокус своего военного внимания на АТР, а военные цели США несколько сузились, общая линия в глобальной стратегии США осталась прежней.

"В целом общая линия в глобальной стратегии США в военной сфере за последние несколько лет сохраняется. В других регионах, например, в Европе, Африке, на Ближнем Востоке, Америка готова несколько свернуться, но одновременно перебросить свой потенциал в АТР. Мы считаем, что данная стратегия отражает общую комплексную политику США на мировой арене", - сказал он.

По его мнению, выход новой стратегии "не является каким-то новым, эпохальным событием". "Она просто закрепила, по сути, положение вещей. Ведь Америка уже достаточно давно создает свои форпосты, в том числе вокруг Китая, укрепляет свои позиции в данном регионе", - сказал эксперт.

При этом эксперт полагает, что вряд ли Китай будет отвечать зеркально на американскую стратегию. "Мы раз в два года издаем так называемую Белую книгу обороны, где очень системно рассматриваются вопросы военной стратегии, оборонной стратегии, взаимоотношения ее с внешней политикой, поэтому мы однозначно не будем прибегать к таким методам, как выпуск какой-то бумаги, какого-то документа в ответ на американскую стратегию... Через полтора года у нас будет обновление Белой книги, тогда мы и увидим ответ", - сказал он.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, заместитель главного редактора журнала "Проблемы Дальнего Востока" Андрей Давыдов также полагает, что Америка "не возвращается в АТР, она оттуда никогда не уходила", а "речь идет просто об активизации политики на данном направлении". Она имеет целый ряд причин, которые заключаются и во внутренней ситуации в США, и в желании американской стороны "переориентировать внимание с проблем неудачных, нерешенных, на внешние вещи и показать, что Америка по-прежнему сильна, по-прежнему является глобальной супердержавой".

Эксперт полагает, что подходы, изложенные в новой военной стратегии США, не представляют угрозы для России.

"Мы находимся в отношении этого китайско-американского соперничества в достаточно нормальном и даже выгодном положении, потому что у нас есть возможность применить некие ресурсы, которые мы имеем для того, чтобы балансировать эту ситуацию. У нас есть стратегические ресурсы, у нас есть хорошие отношения с Китаем, у нас есть достаточно неплохие отношения с США, несмотря на проблему ПРО.... Я не смотрю пессимистически на российскую ситуацию и не думаю, что в ближайшее время это как-то резко по нам ударит в негативном плане", - подытожил он.

С ним согласен и ведущий научный сотрудник Центра региональных проблем Института США и Канады РАН Сергей Труш. По его словам, хотя стратегия США в отношении АТР достаточно прогнозируема, документ о новой стратегии США "в совокупности своей оставляет достаточно много неясности и взаимопротиворечивых положений".

"Определенность относительно главной зоны американской военной активности в АТР и на Ближнем Востоке - она достаточно предсказуема и очевидна. И фокусы американской политики на Китае и Корее в АТР и Иране на Ближнем Востоке тоже вполне просматривались. Они вытекали из логики американского внешнеполитического мышления и эволюции США как военной державы, из логики тех проблем, которые США решали и не решили окончательным образом в Ираке и Афганистане, эта ориентация достаточно понятна", - отметил он.