Нелегальные торговцы оружием используют суда из богатых стран - СИПРИ
30 января 2012 года

Более 60% коммерческих судов, попавших в ситуации с незаконными поставками оружия, наркотиков, военной техники, а также товаров двойного назначения, которые могут быть использованы в разработке ракет и оружия массового уничтожения, нередко находятся в собственности компаний из стран-членов ЕС, НАТО или других государств ОЭСР. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) в связи с публикацией первого исследования "Морские перевозки и дестабилизирующие товарные потоки".

В своей работе, говорится в сообщении для прессы, эксперты СИПРИ воспользовались статистикой инцидентов, зарегистрированных за последние 20 лет, и в которых упоминаются крупные торговые суда (более 100 брутто-тонн).

Согласно наблюдениям исследователей, чаще всего в списке случаев незаконных перевозок фигурируют коммерческие судоходные компании, владельцы которых базируются, главным образом, в Германии (19,5% зарегистрированных случаев), Греции (10,6%) и США (7,8%). Всего в списке экспертов упоминаются компании из 12 стран. Первую тройку уже упомянутых государств продолжают суда из Северной Кореи (4,8%), на шестом месте - Иран (3%), на седьмом месте - Норвегия (2,4%), следом за ней аналитики поставили компании из России, на которую пришлось 2,4 % зарегистрированных случаев. Три последних места в списке СИПРИ отданы компаниям из Нидерландов, Дании и Японии.

"Эти данные совсем не означают, что судовладельцы, или даже капитаны знают, что именно они перевозят. Торговцам сравнительно легко прятать оружие и наркотики среди законных грузов", - сказал один из авторов доклада Хью Гриффитс, комментируя опубликованный материал и слова которого цитируются в сообщении для прессы.

Аналитики СИПРИ обратили также внимание на то, что многие участники незаконных поставок оружия в ответ на эмбарго ООН в отношении Ирана и Северной Кореи воспользовались методами, используемыми в последние несколько десятилетий наркоторговцами. Эти методы включают в себя, в частности, сокрытие незаконных товаров в запечатанных контейнерах, в сопроводительных документах на которые упоминаются вполне легальные товары. Другим методом, считают в СИПРИ, стала отправка товаров судами, которые принадлежат иностранным компаниям и которые известны законной торговлей. Используются также различные обходные пути, что осложняет наблюдение за движением нелегальных грузов.

По словам Гриффитса, "контейнеризация произвела революцию в международной торговле, но она стала также и идеальным прикрытием для нелегальных торговцев". Исследователь считает, что интенсивное морское движение осложняет проведение инспекций, поэтому судовладельцам и даже таможенникам зачастую просто остается принимать на веру, что список товаров, перечисленных в документах, соответствует содержимому контейнеров.

Представляя свой анализ, эксперты СИПРИ также заметили, что проблемой для морского движения остаются и суда, плавающие под "удобными флагами".

Проверки таких судов в портах обнаруживают не только пробелы в соблюдении правил безопасности, в том числе и экологической, но и нередкое непосредственное участие судовладельцев или капитанов в попытках осуществления незаконной торговли.

Авторы надеются, что доклад "Морские перевозки и дестабилизирующие товарные потоки" будет содействовать повышению эффективности надзора в этой сфере.

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира СИПРИ (SIPRI) был основан в 1966 году и является независимым аналитическим центром, занимающимся исследованиями конфликтов, вооружений, контроля над вооружением и разоружением.