ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич
2 января 2012 года
Артисту балета, президенту Benois de la danse Юрию Григоровичу в понедельник исполняется 85 лет.
Ниже приводится биографическая справка.
Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Отец, Николай Евгеньевич Григорович, был служащим, мать, Клавдия Альфредовна Григорович (Розай), вела домашнее хозяйство. Дядя Юрия по матери, Георгий Розай, был танцовщиком - выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.
В 1946 году Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года.
Среди его ролей этого времени - Половчанин в опере "Князь Игорь", Нурали в "Бахчисарайском фонтане", Шурале в "Шурале", Северьян в "Каменном цветке" и Ретиарий в "Спартаке".
Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и постановке больших спектаклей. В 1948 году он поставил в ленинградском доме культуры имени Горького балеты "Аистенок" Дмитрия Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Александра Варламова.
Подлинный успех пришел к Григоровичу, когда он поставил на сцене театра имени Кирова балеты "Каменный цветок" Сергея Прокофьева (1957) и "Легенда о любви" Арифа Меликова (1961). Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра (1959, 1965). "Каменный цветок" Григорович ставил также в Новосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и других городах; "Легенду о любви" - в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и других.
С 1961 года по 1964 год Григорович занимал должность балетмейстера в Театре имени Кирова.
В 1964 году Григорович стал главным балетмейстером Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).
В Большом театре после переноса "Каменного цветка" и "Легенды о любви" Григорович поставил еще 12 спектаклей. Первым из них стал "Щелкунчик" Петра Чайковского (1966). Этот балет был воплощен не как детская сказка (как это было ранее), а как философско-хореографическая поэма с серьезным содержанием. Григорович создал здесь новую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений, партитуры Чайковского.
Большой успех по всему миру имел балет "Спартак", поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен высшей награды - Ленинской премии.
В Большом театре в разные годы Григорович поставил балеты "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева (1975), "Ангара" Андрея Эшпая (1976),"Золотой век" Дмитрия Шостаковича (1982). В 1979 году он поставил балет "Ромео и Джульетта" Прокофьева, мировая премьера которого состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году. Под редакцией Григоровича в главном театре страны были постановлены классические балеты "Спящая красавица" (1963, 1973), "Лебединое озеро" (1969, 2001),"Раймонда" (1984, 2003), "Жизель" (1987), "Баядерка" (1991), "Корсар" (1994), "Дон Кихот" (1994).
В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой "Большой театр - студия Юрия Григоровича".
В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.
В 1995 году после конфликта Григорович покинул Большой театр. Значительная часть труппы была не согласна с его уходом: в знак протеста был сорван один из спектаклей, однако это не привело ни к каким результатам. Григорович стал свободным художником и начал работать с разными российскими и зарубежными компаниями.
В 1996 году он осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета "Золотой век" Дмитрия Шостаковича. Сотрудничество с коллективом (ныне Краснодарский театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и сейчас. В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Жизель", "Раймонда", "Дон Кихот", "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Золотой век", "Тщетная предосторожность", "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Корсар", "Баядерка", "Иван Грозный", "Спящая красавица".
В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, постановив в театре "Кремлевский балет" "Ромео и Джульетту" (1999) и "Ивана Грозного" (2001), затем "Корсара" (2007).
В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко он поставил балет "Каменный цветок".
В 2001 году Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета "Лебединое озеро" в новой редакции, затем были возобновлены постановки "Легенды о любви", "Раймонда", "Щелкунчик", "Спартак", "Золотой век" и другие.
В феврале 2008 года Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.
18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции - "Спящая красавица" в постановке Григоровича.
Григорович - постановщик спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Таллинна, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты "Спартак" (1976) и "Иван Грозный" (под названием "Грозный век", 1977).
Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. В 1988 году стал заведующим кафедрой хореографии и балетоведения в Московской государственной академии хореографии.
Член Венского музыкального общества и Украинской академии танца.
В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент).
С 1989 года - президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда "Русский балет".
С 1992 года он президент программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз Benois de la danse за выдающиеся достижения в искусстве балета.
Бессменный председатель жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца "Фуэте Артека". Он также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.
Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976), Октябрьской революции (1981), "За заслуги перед Отечеством" III (2002) и II степени (2007), медалями, а также наградами иностранных государств.
Творчеству Григоровича посвящены фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986), многосерийный телефильм "Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой" (1998).
Был женат на выдающейся русской балерине Наталье Бессмертновой (1941-2008), солистке Большого театра.