Главы РФ, Армении и Азербайджана обсудят в Сочи карабахское урегулирование
23 января 2012 года
Президент России Дмитрий Медведев в понедельник в Сочи проведет двусторонние переговоры с лидерами Армении и Азербайджана, а затем главы государств примут участие в трехстороннем саммите по нагорно-карабахскому урегулированию.
Президент Армении Серж Саргсян и глава Азербайджана Ильхам Алиев посетят Сочи по приглашению российского лидера.
Главы Азербайджана и Армении заявляли о своем желании вновь встретиться для проведения переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта в начале декабря 2011 года. Об этом сообщалось на официальном сайте ОБСЕ по итогам проведенной встречи Совета министров ОБСЕ в Вильнюсе.
Начиная с 2008 года, прошло уже девять трехсторонних встреч. В 2011 году при посредничестве России стороны встречались дважды - 5-го марта в Сочи и 24-го июня в Казани.
На саммите в Казани странам удалось сблизить позиции по спорным положениям проекта основных принципов нагорно-карабахского урегулирования - документа, на базе которого предстоит разработать мирное соглашение.
"Нашу серьезную обеспокоенность вызывают участившиеся случаи нарушений режима прекращения огня, жертвы среди военнослужащих и мирного населения, военная риторика с обеих сторон", - говорится в сообщении кремлевской пресс-службы.
В документе подчеркивается, что Россия последовательно убеждает стороны конфликта в необходимости укрепления мер доверия.
"На достижение этой цели направлено принятое в Сочи 5 марта 2011 года совместное заявление президентов России, Азербайджана и Армении, в котором зафиксировано стремление решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ", - отмечает пресс-служба Кремля.
В Москве надеются в сжатые сроки завершить работу над механизмом расследования инцидентов.
В числе направлений по укреплению мер доверия предлагается возобновить диалог между представителями интеллигенции, научных и общественных кругов двух стран. Как подчеркивается в релизе, идея "народной дипломатии" уже получила свою практическую реализацию, когда в июне 2007 года и июле 2009 года, по инициативе послов Азербайджана и Армении в Москве, состоялись поездки в составе одной делегации представителей армянской и азербайджанской общественности в Нагорный Карабах, Ереван и Баку.
От встречи в Сочи в Армении не ждут прорывных договоренностей , тем не менее, некоторые эксперты не исключают, что результаты саммита могут быть обнадеживающими. В частности, директор Армянского Центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян не исключает, что в ходе саммита будет зафиксирован определенный прогресс в вопросе предотвращения инцидентов на приграничных территориях.
"В контексте Минской группы ОБСЕ ничего нового не происходит, следовательно, не стоит ожидать чего-либо большого от этой встречи. Более того, не думаю, что в 2012 году в вопросе урегулирования карабахского конфликта произойдут серьезные изменения", - сказал директор Института Кавказа Александр Искандарян.
По его мнению, задача сторон сегодня заключается не в урегулировании конфликта, а в сохранении статус-кво и в продолжении переговорного процесса.
Азербайджанские эксперты не ожидают продвижения в урегулировании конфликта от предстоящей в Сочи встречи президентов.
"Для ожидания какого-то позитивного результата нужно, чтобы для этого были какие-то предпосылки. Таких предпосылок я, к сожалению, не вижу", - сказал известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде.
По его словам, "нет никаких новых идей, нет никаких изменений в позициях сторон, в риторике, нет изменений в балансе сил - ничего позитивного нет".
"Поэтому я ничего хорошего от этой встречи не жду", - добавил эксперт.
Отвечая на вопрос о ближайщих перспективах мирного урегулирования конфликта, Ализаде сказал, что "перспективы пока нулевые, потому что ни в позиции руководства Армении и Азербайджана, ни в позиции руководства России, стран Минской группы ОБСЕ нет, не видно следов политической воли, чтобы изменить ситуацию".
"Хотя есть идеи, есть наработки, но политической воли нет",- подчеркнул он.
Депутат азербайджанского парламента, политолог Расим Мусабеков сказал, что также ничего не ожидает от встречи в Сочи.
"С точки зрения того, что там что-то будет подписано, я думаю, ожидать ничего не стоит. В лучшем случае стороны заявят о том, что они привержены мирному решению конфликта и восстанавливают диалог", - сказал он.
На вопрос о том, как он оценивает инициативу российского президента о встрече в Сочи с точки зрения активизации переговорного процесса по мирному урегулированию конфликта, политолог сказал, что, "при всех случаях, Дмитрий Медведев приложил очень много усилий, и это заслуживает уважения".
Эксперт сказал также, что, по его мнению, "перспективы урегулирования конфликта на ближайщие полгода туманны".
Зампредседателя Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Бахар Мурадова, комментируя предстоящую сочинскую встречу, сказала журналистам, что продолжение переговорного процесса на уровне глав государств говорит о том, что лимит мирного разрешения конфликта не исчерпан.
Она выразила пожелание, чтобы США и Франция последовали примеру России и проявили больше активности для урегулирования конфликта.
"Хотелось бы, чтобы остальные страны-сопредседатели Минской группы были столь же активны, как Россия. Положительный результат обязательно будет достигнут, если общая активность (всех стран-сопредседателей) будет направлена на решение конфликта", - сказала Мурадова.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании кабмина страны 16 января назвал главной причиной отсутствия результатов в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта неконструктивную позицию Армении, "ее неискреннее поведение на переговорах".
Алиев сказал также, что Азербайджан в принципе согласен с предложениями, представленными сторонам конфликта на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в конце 2009 года, и, "если те принципы все еще в силе, то тогда этот конфликт может быть урегулирован".
Президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник также проведет двусторонние встречи с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и армянским лидером Сержем Саргсяном.
В центре внимания на переговорах Медведева и Саргсяна будут находиться наиболее важные аспекты российско-армянского стратегического партнерства и союзничества.
"В российско-азербайджанской повестке дня большое внимание уделяется проблематике Каспия, координации в региональных и международных вопросах. Избрание Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2012-2013 годы создает дополнительные возможности для развития такого взаимодействия", - отмечает кремлевская пресс-служба.
Азербайджано-армянский конфликт из-за Нагорного Карабаха начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.
В ноябре 2007 года Франция, Россия и США представили Армении и Азербайджану основные принципы разрешения нагорно-карабахского конфликта известные под названием "Мадридских принципов". В 2010 году посредники передали армянской и азербайджанской сторонам их обновленный вариант.
Мадридские принципы включают, в частности, возвращение Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.