Россия не согласна с выводами доклада по Боснии и Герцеговине в СБ ООН - постпред
16 ноября 2011 года
Россия подвергла критике прозвучавший во вторник в Совете Безопасности ООН доклад Высокого представителя в Боснии и Герцеговине (международный администратор) Валентина Инцко, в котором создается впечатление о дестабилизации внутриполитической обстановки в БиГ.
"Похоже, что бюрократия аппарата Высокого представителя намеренно делает в докладе акцент на негативных количественных показателях ситуации в БиГ, игнорирует качественные подвижки в направлении поиска боснийскими сторонами точек соприкосновения, оправдывая тем самым необходимость своего дальнейшего существования", - заявил на сегодняшнем заседании постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
В этой связи он подчеркнул, что главной задачей международного сообщества на нынешнем этапе боснийского урегулирования является передача ответственности за судьбу Боснии и Герцеговины самим боснийцам. "В практическом плане это означает упразднение аппарата Высокого представителя в БиГ", - подчеркнул Чуркин.
БиГ состоит из двух частей (энтитетов) - Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. Это союз двух территориальных образований, имеющих обособленное положение.
Аппарат Высокого представителя был развернут в БиГ международным сообществом после окончания боснийского конфликта 1992-1995 годов. Высокий представитель играет роль координатора международных усилий по реализации гражданских аспектов Дейтонского мирного соглашения. Он обладает исключительными ("боннскими") полномочиями и может увольнять государственных деятелей.
"Ввиду продолжающихся переговоров стран-членов ЕС о будущем аппарата Высокого представителя, хотели бы еще раз выразить серьезные опасения по поводу его "поэтапного закрытия", в том числе в свете идей о его переносе за пределы Боснии", - сказал Чуркин в СБ ООН.
По его словам, "любые жизненно важные для будущего страны решения должны приниматься самими боснийцами при условии достижения согласия всех трех государствообразующих народов БиГ - бошняков, сербов и хорватов".
"Исходим из того, что решения по ключевым вопросам боснийского урегулирования должны приниматься на согласованных нами международных площадках Совета Безопасности ООН и Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения", - заявил постпред РФ при ООН.
Главной угрозой функционированию боснийского государства Инцко считает Республику Сербскую и деятельность ее руководства, которому приписывает нарушение конкретных параграфов Дейтонского мирного соглашения. Чуркин назвал это утверждение "безосновательным", напомнив, что такая оценка шагов боснийских сербов не была зафиксирована ни в одном из коммюнике Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения.
"В противном случае она потребовала бы немедленной реакции самого Высокого представителя, чего, как известно, не было", - сказал Чуркин.
Российская сторона не раз отмечала отсутствие фактов нарушения Дейтонского мирного соглашения, в частности в законодательных актах по вопросу о госсобственности, реформировании системы правосудия в БиГ, использовании правовых механизмов для уточнения мандата Высокого представителя.
Обвинения в адрес лидера Республики Сербской Милорада Додика в провокационной риторике, как отметил Чуркин, не учитывают, во-первых, его публично заявленной приверженности территориальной целостности и суверенитету БиГ, а во-вторых, - угроз применения силы и ликвидации Республики Сербской со стороны бошнякских политических и государственных деятелей.
"С точки зрения нарушения Дейтона, угрозу функционированию БиГ скорее представляют упомянутые заявления бошнякских лидеров и скорее они требуют реакции со стороны международного сообщества", - отметил Чуркин.
При этом поспред РФ сказал, что хотя Высокий представитель говорил о снятии флага БиГ перед правительственным зданием Республики Сербской в Баня-Луке, он не словом не упомянул многочисленные случаи исключения сербской символики в государственных и кантональных органах Федерации БиГ, а также факты ликвидации надписей на кириллице на дорожных знаках в Федерации БиГ.
Нелепыми Чуркин назвал и нападки Инцко на ведущие хорватские партии, особенно после того, как не без его участия они фактически были отстранены от формирования руководящих органов Федерации БиГ.
"Недопустим менторский тон Высокого представителя в отношении процесса формирования нового Совета министров по итогам всеобщих выборов прошлого года. На последнем заседании Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения 6-7 июля сего года все международные участники урегулирования рекомендовали господину Инцко воздержаться от вмешательства в этот процесс", - сказал Чуркин.
Настораживает, по его словам, безапелляционность тезиса о невозможности дать позитивное заключение по вопросу ликвидации института супервизора в дистрикте Брчко.
"Россия, как и ряд наших партнеров по Руководящему комитету, исходит из того, что все связанные с этим субстантивные проблемы решены. Выдвижение Высоким представителем новых дополнительных условий противоречит согласованным формулировкам итоговых коммюнике заседаний РК СВМС 30 марта и 7 июля сего года", - заявил Чуркин.
Одновременно Высокий представитель, по словам российского постпреда, умалчивает об имевших место позитивных процессах в БиГ. Предметная договоренность между Милорадом Додиком и лидером Социал-демократической партии Златко Лагумджией
по программам финансирования в рамках инструментов предвступительного содействия ЕС позволила, как подчеркнул российский дипломат, разблокировать и открыть поступление в страну 96 миллионов евро. Бошняки и хорваты в октябре вплотную подошли к соглашению относительно создания органов власти в кантонах Федерации БиГ, и все это "свидетельствует о способности сторон договариваться и идти на компромиссы, причем именно без международного давления и вмешательства", - констатировал Виталий Чуркин.
Босния и Герцеговина объявила в 1992 году о выходе из состава Социалистической Федеративной Республики Югославия, после чего в республике началась война с участием боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов, которая продолжалась до 1995 года. По оценкам независимых экспертов, за время конфликта в БиГ погибли около 100 тысяч человек.
По окончании войны в стране были развернуты международные миротворческие силы под командованием НАТО. Изначально контингент IFOR насчитывал более 60 тысяч военнослужащих. Ввиду улучшения обстановки в сфере безопасности Североатлантический альянс в декабре 2004 года передал функции по дальнейшей стабилизации в БиГ Европейскому союзу. Численность EUFOR составляет в данный момент около 1,5 тысячи военнослужащих из 26 стран (21 страна ЕС и пять стран- партнеров).