Россия может потерять свой фондовый рынок - ФСФР
9 ноября 2011 года

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин в среду заявил, что перед Россией стоит реальная угроза в ближайшие годы потерять собственный рынок ценных бумаг, который постепенно перемещается за пределы страны. Среди факторов, способствующих этому, он назвал усилившуюся тенденцию размещения российскими компаниями своих акций на зарубежных площадках, неразвитость института внутренних инвесторов, низкий уровень корпоративного управления и несовершенное законодательство в финансовой сфере.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЛЕТЕТСЯ В ХВОСТЕ

Глава ФСФР, выступая на "правительственном часе" в Совете Федерации, привел факты, указывающие, что в настоящее время российский фондовый рынок уступает рынкам ведущих развитых и развивающихся стран по ряду показателей.

Капитализация отечественного фондового рынка составляет 1,04 триллиона долларов, что соответствует доле в размере 2% в мировой капитализации. У Бразилии, Индии и Германии этот показатель составляет 3%, у Великобритании и Китая - 7%, у США - 31%.

Отношение капитализации российского фондового рынка к ВВП составляет 66%, в то время как в Китае - 70%, в Бразилии - 74%, у Индии - 106%, у США - 122%, у Великобритании - 171%.

Ключевыми проблемами российского фондового рынка Панкин назвал его незначительный объем, высокую концентрацию оборота по акциям ограниченного числа эмитентов, незначительное количество индивидуальных инвесторов (около 1 миллиона, из них активных - около 300 тысяч), недостаточное развитие негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, которые являются потенциальными долгосрочными внутренними инвесторами, а также высокую зависимость российского рынка от международных рынков капитала.

КОМПАНИИ ВСЕ ЧАЩЕ ПРАКТИКУЮТ "СХЕМУ РУСАЛА"

Оценивая прошедшие размещения ценных бумаг российскими компаниями, глава ФСФР отметил, что в последние два года наметилась тенденция, когда компании с российскими активами все чаще регистрируются в иностранных юрисдикциях и размещают свои акции на зарубежных площадках. Ярким примером этого стала компания "Русал", которая создала холдинговую структуру за рубежом и провела IPO в Гонконге.

"Для нас неприятно то, что размещения нерезидентами с российскими активами за рубежом увеличиваются. В 2010-2011 годах эта тенденция набирает силу. Для нас это очень неприятно. Это означает, что рынок уходит из Российской Федерации, и фактически эмитенты размещаются за рубежом", - отметил Панкин, добавив, что в 2011 году только порядка 20% ценных бумаг были размещены на российском рынке.

За восемь месяцев 2011 года иностранные компании с российскими активами разместили на зарубежных площадках ценные бумаги в объеме 3,157 миллиарда долларов, российские корпорации на внешних рынках разместили бумаги на 1,071 миллиарда долларов. Российские компании, в свою очередь, разместили на отечественном рынке ценные бумаги в объеме 1,021 миллиарда долларов.

"Тенденция такова, когда "дочка" российской компании размещает бумаги за рубежом", - отметил Панкин.

Решением проблемы, по мнению регулятора, могли бы стать меры по упрощению эмиссии ценных бумаг в России, формирование внутреннего частного инвестора и российских институциональных инвесторов, развития рынка коллективных инвестиций, повышения емкости и прозрачности внутреннего рынка ценных бумаг.

ТОРГИ МОГУТ УЙТИ ЗА РУБЕЖ

Меры, принимаемые российскими финансовыми властями, в настоящее время недостаточны для развития рынка в России, считает Панкин.

Например, закон о центральном депозитарии, который был принят Госдумой РФ во втором чтении в начале ноября, не в полной мере может способствовать притоку иностранных инвесторов и эмитентов на российский фондовый рынок.

По мнению главы ФСФР, отдельный факт создания центрального депозитария может способствовать лишь созданию комфортных условий для иностранцев.

"Центрдеп, который позволяет иностранным инвесторам через счета номинального держания открывать удобные для них счета в нашем центрдепе, в регистраторах - это лишь удобная схема, которая может привести к тому, что торговля бумагами будет вестись на западных площадках. Такая опасность тоже есть. Мы сделаем удобную инфраструктуру, это может привести к тому, что иностранцы будут и там торговать, открывая здесь счета", - сказал Панкин.

Эту проблему, по мнению руководителя ФСФР, нужно решать системно. "Значит, нужно сделать так, чтобы им было удобнее, легче торговать в России. Снизить комиссии, чтобы биржа не сбоила раз в неделю... Тогда они будут здесь торговать", - отметил он.

СПАСТИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Для решения ключевых проблем российского фондового рынка ФСФР в 2012-2013 годах планирует сконцентрироваться на решении четырех стратегических задач: повышении прозрачности рынка и формировании внутреннего долгосрочного инвестора, совершенствовании контроля и надзора за участниками рынка ценных бумаг, на обеспечении эффективной рыночной инфраструктуры и совершенствовании корпоративного управления.

Повысить емкость и прозрачность рынка планируется за счет упрощения эмиссии ценных бумаг, позволив обращение бумаг до регистрации отчета, а также предоставив возможность неполной оплаты ценных бумаг. Регулятор планирует создать условия секьюритизации финансовых активов, включая совершенствование законодательства об ипотечных ценных бумагах.

Контроль и надзор за участниками рынка ценных бумаг ФСФР планирует вести с учетом международных стандартов, в частности, привести нормы, касающиеся права на получение информации, в соответствие с требованиями IOSCO. Пруденциальный надзор, принятие закона о котором ожидается в 2012 году, позволит прогнозировать и предупреждать как системные риски, так и риски отдельно взятых участников рынка.

Кроме этого, ФСФР планирует вернуться к вопросу введения мотивированного суждения финансовыми регуляторами. В случае введения мотивированного суждения регулятор опирается не на правила, а руководствуется принципами. Регулятор получит право в случае оценки деятельности участников финрынка высказывать свое оценочное, мотивированное суждение о том, насколько правомочны те или иные их действия.

Усовершенствовать корпоративное управление на фондовом рынке, по мнению ФСФР, можно, обеспечивая защиту прав акционеров при сделках M&A, улучшив регулирование отношений, связанных с работой совета директоров, усилив гражданско-правовую ответственность членов органов управления организаций и обеспечивая раскрытие конечных бенефициаров.

Последнее, по мнению Панкина, вызовет наибольшее сопротивление среди российских компаний. ФСФР в 2012 году планирует ввести норму по раскрытию конечных бенефициаров.

"Будет установлено, что без раскрытия конечных бенефициаров акции не голосуют. На следующий год планируем работать в этом направлении", - сказал он.