Новая экспедиция МКС утром стартует с Байконура
14 ноября 2011 года

Запуск новой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) назначен на утро понедельника с "гагаринской" стартовой площадки Байконура, сообщил представитель Роскосмоса.

"Старт ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-22" назначен на 14 ноября в 8.14 мск", - сказал собеседник агентства.

Отделение корабля от третьей ступени ракеты-носителя "Союз-ФГ" запланировано на 8.23 мск. Стыковка "Союза ТМА-22" с МКС намечена на 16 ноября в 9.33 мск в автоматическом режиме.

Этим запуском завершится эксплуатация кораблей серии "Союз-ТМА". На смену им постепенно приходят "цифровые" пилотируемые корабли серии "Союз ТМА-М". В настоящее время идут летно-конструкторские испытания "Союза ТМА-02М", который пристыкован к МКС.

Как ожидается, новый экипаж в составе космонавтов Роскосмоса Антона Шкаплерова и Анатолия Иванишина, а также астронавта НАСА Дэниела Бербэнка проведет на МКС 37 экспериментов. В частности, российские члены экипажа запустят на корабле "Прогресс" микроспутник "Чибис" для исследования гроз.

"Чибис", масса которого составляет около 40 килограммов, будет вручную загружен на борт транспортного корабля "Прогресс". Затем грузовик отстыкуют от станции и увеличат орбиту его полета до 500 километров. Планируется, что микроспутник отделится от "Прогресса" и начнет самостоятельный полет. Срок активной работы "Чибиса" должен составить не менее двух лет.

Шкаплеров считает самым интересным для себя как раз эксперимент с "Чибисом".

"Моя задача - аккуратно установить этот спутник на транспортный корабль "Прогресс", который потом отстыкуется от станции, и проследить, чтобы потом все прошло штатно", - сказал Шкаплеров незадолго до запуска на МКС.

Микроспутник "Чибис-М", который создавался Институтом космических исследований РАН и Физическим институтом имени Лебедева (ФИАН), будет исследовать физические процессы при грозовых разрядах в земной атмосфере. Ранее другие космические аппараты обнаружили, что высотные грозы сопровождаются мощными импульсами гамма- и рентгеновского излучения, а также радиоимпульсами сверхвысокой мощности.

Наблюдать это явление с Земли невозможно, поэтому было принято решение отправить на орбиту комплекс приборов, который сможет с высокой точностью исследовать процессы, связанные с грозовыми разрядами.

Другой участник экспедиции, российский космонавт Анатолий Иванишин, рассказал, что для него наиболее интересен медико-биологический эксперимент "Типология". Этот эксперимент направлен на изучение типологических особенностей операторской деятельности экипажей МКС на этапах долговременного космического полета. Эксперимент проводится в два этапа - на Земле и в космосе.

Одной из составных частей эксперимента являются компьютерные игры.

"В последний раз я играл в компьютерные игры в 1997 году, ходил и отстреливал монстров в каком-то подземелье. Играл два дня подряд. Но мой сосед принес мне на проверку дискету и заразил компьютер вирусом, а так бы я играл еще дольше. С тех пор я понял, что я азартный человек", - сказал Иванишин.

"В ходе этого эксперимента меня посадят в компьютерный зал с видом на Землю, и я буду играть в компьютерные игры. Поэтому с точки зрения азарта, в том числе, мне этот эксперимент очень интересен", - добавил космонавт.

Третий участник экспедиции, астронавт НАСА Дэниэл Бербэнк, сообщил, что для него интересен эксперимент, связанный с изучением влияния невесомости на организм человека.

Кроме того, летящие на МКС российские космонавты во время одного из выходов в открытый космос займутся "космической геологией" - соберут пробы отложений с внешней поверхности Международной космической станции, что позволит определить, как долго сможет проработать станция, находящаяся на орбите более 10 лет, сообщил незадолго до отлета Шкаплеров.

"Одной из больших задач на выходе в открытый космос станет сбор образцов различных отложений на самых различных компонентах МКС. Будет специальная укладка, в которой будут палочки с ватными головками. Мы будем собирать в тех местах, которые будут нам указаны с Земли, образцы отложений", - сказал Шкаплеров.

По его словам, эти образцы затем будут отправлены на Землю, где ученые будут определять, что именно оседает на станции, как это влияет на ее поверхность, и тем самым будут прогнозировать, как долго она еще сможет летать.

Шкаплеров напомнил, что сейчас возраст МКС составляет 11 лет. Это поможет определить, сможет ли она долетать до 2020 года, как сейчас планируется по программе, и как дальше она сможет продолжить полет.