До 80% нефтяного загрязнения в арктических водах имеет природное происхождение - эксперт
23 ноября 2011 года

Большая часть нефтяных углеводородов, содержащихся в арктических водах, до 80%, не имеет отношения к деятельности человека, сообщила заведующая аналитической лабораторией Института океанологии РАН (ИОРАН), доктор геолого-минералогических наук Инна Немировская.

"Нефть - природный объект, поэтому содержание ее в водах Северного ледовитого океана не обязательно означает антропогенное загрязнение", - сказала она в беседе с .

WWF России сообщил в октябре о намерении Союза рыбопромышленников Севера обратиться в правительство РФ с предложением закрыть для нефтегазовой добычи ключевые зоны Баренцева моря, чтобы сохранить его экосистему и рыбные ресурсы. Добыча углеводородов на шельфе Баренцева моря, предусмотренная программой РФ по освоению ресурсов, должна начаться с разработки Штокмановского месторождения. Тридцатилетний мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа был снят после ратификации договора о разграничительной линии между Россией и Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в марте 2011 года.

По данным, полученным учеными из ИОРАН в сентябре в ходе комплексной экспедиции в Карском море, "горячие точки" с высоким содержанием углеводородов в воде в основном совпадают с местами добычи нефти и устьями крупных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Однако, по мнению собеседницы агентства, повышенное фоновое содержание нефтяных углеводородов в ряде случаев становится нормой для морских экосистем.

Существует несколько способов естественного попадания углеводородов в воды океана, пояснила Немировская - просачивание нефти из месторождений через осадочные породы (до 50%), естественное формирование таких соединений в толще или на поверхности вод, а также вынос образовавшихся углеводородов с континента речным стоком.

По словам эксперта, загрязнение арктических вод углеводородами "не настолько катастрофично, как можно было бы предполагать".

При этом Немировская подчеркнула, что не стоит недооценивать опасность серьезных последствий для экологии региона в случае нефтеразливов.

"Даже при нулевом сбросе (отсутствии утечек нефтепродуктов при их добыче - ред.) всегда есть возможность аварии", - заметила она.

По словам заведующей аналитической лабораторией, ученые смоделировали, что происходит, когда нефть взаимодействует со льдом, с учетом природных условий Арктики.

"При низких температурах изменяются свойства самой нефти, она густеет, "налипает" на лед, от которого ее отделить невозможно. Тяжелые фракции, которые остаются после испарения, вообще практически не разлагаются", - сказала она.

Последствия разливов нефти в Арктике, говорит Немировская, могут проявляться на больших расстояниях: нефть, попавшая в Карское море, может быть обнаружена где-нибудь в проливе Фрама у берегов Норвегии.

"Льды - как промокашки, если нефть попадает в лед, она переносится на колоссальные расстояния, практически не разлагаясь, поскольку в холодной воде микробиологические процессы работают плохо", - пояснила она.

Самое важное, по мнению Немировской, в случае разливов - не допустить попадания нефти на берег, поскольку в этом случае удалить ее можно только одним способом, вместе с верхним слоем почв или породы.