Участники рынка раскритиковали текущую версию законопроекта о центральном депозитарии
12 октября 2011 года

Принятие нынешнего варианта законопроекта о центральном депозитарии может привести к появлению системных рисков на российском фондовом рынке и к "модели "Русала". Такое мнение высказали в среду участники рынка на заседании круглого стола "Проблемы создания Центрального депозитария и участия профессионального сообщества в формировании Международного финансового центра (МФЦ)", прошедшего в .

Законопроект о центральном депозитарии планируется к рассмотрению во втором чтении в Госдуме 21 октября. В случае принятия законопроекта в указанные сроки, закон вступит в силу с 1 января 2012 года. Ожидается, что центральный депозитарий, который предполагается создать на основе ЗАО "Национальный расчетный депозитарий" (на 99% принадлежит ЗАО ММВБ), появится в начале 2012 года.

На совещании по развитию российского финансового рынка при президенте РФ, которое состоялось 10 октября, была одобрена версия законопроекта, которая предполагает возможность открытия счетов номинального держателя в реестре только одного центрального депозитария. Участники рынка ранее выступали за "множественность" центральных депозитариев, опасаясь монопольного положения НРД, который будет играть роль центрального депозитария.

Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский на круглом столе напомнил, что в середине 90-х годов, когда Россия стала развивать электронный документооборот в посттрейдинговой инфраструктуре, российский рынок оказался впереди развитых стран, в которых традиционно использовался бумажный документооборот.

"Сейчас мы проходим возвратную точку. Если мы сейчас пойдем по тому пути, который предложил фактически Центральный банк и отдельные группы, то к замечательной идее мы вернемся минимум через пять лет. Потому что нужно будет пройти, уткнуться в стенку, стукнуться лбом, посчитать и подумать, как сделать иначе, и вернуться назад", - сказал он.

Генеральный директор "Компьютершер Регистратор" Сергей Бережной отметил, что существует противоречие между законопроектом, направленным на построение институциональной модели фондового рынка, ориентированного на крупных инвесторов, и желанием российского рынка вырастить собственного розничного инвестора.

"То, что происходит сейчас, мы в угоду посредникам, не имеющим никакого отношения ни к эмитентам ценных бумаг, ни к инвесторам, формируем институциональную модель. Никто не задумывается о том, к чему приведет принятие закона без учета всех деталей. Это может привести к тому, что ряд эмитентов, не желающих работать в этом поле, могут пойти по "модели "Русала" (алюминиевой компании ОК "Русал" - ред.) и зарегистрировать холдинговую компанию где-то за пределами России и вывести бумаги за пределы России", - сказал Бережной.

Совет директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) в среду опубликовал заявление, в котором высказал свои опасения относительно предложенной модели центрального депозитария. По мнению ПАРТАД, предлагаемое наделение центрального депозитария исключительными полномочиями затрагивает интересы ключевых участников фондового рынка: компаний-эмитентов и инвесторов (как российских, так и иностранных).

"Это выходит за пределы первоначально решавшейся в законопроекте задачи централизации расчетов на организованном рынке. Это не характерно для международной практики и может привести к неблагоприятным последствиям для отношений собственности на рынке ценных бумаг РФ", - говорится в документе.

Среди рисков, которые содержатся в такой модели центрального депозитария, участники рынка назвали доступность конфиденциальной информации о правах собственности всех владельцев ценных бумаг третьему лицу - центральному депозитарию.

"При этом ЦД не несет ответственности ни за сохранность персональных данных, ни за убытки, причиненные акционеру в результате утраты акций или невозможности осуществить права, ими удостоверенные", - приводит аргументы ПАРТАД.

Тот факт, что ЦД в соответствии с законопроектом является коммерческой структурой и будет обладать информацией не только об акционерах, но и о корпоративной деятельности эмитентов ценных бумаг, может привести к увеличению рисков злоупотребления инсайдерской информацией.

Кроме этого, стратегические инвесторы, которые владеют акциями, не торгующимися на бирже, будут вынуждены пользоваться услугами ЦД, что приведет к некоторым неудобствам для них и, как следствие, к выходу из инвестиций.

Аккумулирование в ЦД всех рисков расчетов по сделкам, заключаемым с участием профессиональных участников рынка как на биржевом, так и на внебиржевом его сегментах, может привести к снижению устойчивости всей учетной системы, считают в ПАРТАД.

Не учтены в законопроекте, по мнению участников рынка, и интересы эмитентов. Технически будет сложно реализовать электронное взаимодействие центрального депозитария с реестрами большого количества эмитентов ценных бумаг по всей территории страны. Это может привести к повышению риска компьютерных сбоев и отказов в работе программного обеспечения.

Представители ПАРТАД отметили, что "элементы инфраструктуры финансового рынка должны иметь четкий функционал и защищать, в первую очередь, права и интересы важнейших участников рынка - инвесторов и эмитентов ценных бумаг, а не финансовых посредников".

"Необходимо сохранение права владельцев ценных бумаг на выбор учетных институтов, привлекаемых ими для представления их интересов в системе ведения реестра, без обязательного включения в цепочку учета их прав на ценные бумаги ЦД, - увеличивающего издержки инвестирования в ценные бумаги российских эмитентов и ведущего к принятию на них системного риска инфраструктуры", - считают представители посттрейдингового сегмента рынка ценных бумаг.