Семи лидеров на кинорынке недостаточно для успеха у зрителей, считают продюсеры
28 октября 2011 года

Главы семи компаний, вошедших в число лидеров отечественного кинопроизводства и получающих в этом качестве средства от Фонда кино, полагают, что реформа государственной поддержки кинематографа была удачной, но в будущем число поддерживаемых компаний и объем финасирования должны увеличиться.

БОЛЬШЕ - ЛУЧШЕ

"Мы выступим с инициативой увеличить количество участников пула и увеличить бюджет", - заявил в пятницу глава Art Pictures Федор Бондарчук на пресс-конференции, где присутствовали представители всей семерки лидеров.

По его мнению, компаний-лидеров должно быть не семь, а 13, 14 или 15, но "больше в стране не существует".

Как пояснил гендиректор Art Pictures Дмитрий Рудовский, для того, чтобы выполнить поставленную государством задачу - то есть удержать российского зрителя в кинотеатрах и привлечь его к российскому кино, - "требуются дополнительные силы в виде материальных ресурсов и человеческих ресурсов наших партнеров и коллег по отрасли". Только так, по мнению Рудовского, российское кино сможет достичь заметной доли на рынке.

По состоянию на октябрь, доля отечественных фильмов в заработанном нашим кинопрокатом миллиарде долларов составила 13,2%, в прошлом году она дошла до 14,5%.

ТОЧНАЯ НАСТРОЙКА

Ранее глава Фонда кино Сергей Толстиков объяснял, что организация, подводя итоги первым годам своего существования, намерена собрать со всех участников рынка и членов попечительского совета мнения о том, как можно в дальнейшем совершенствовать деятельность Фонда. Все предложения, как предполагается, будут проанализированы на заседании Попечительского совета Фонда в феврале.

В ответ на просьбу прокомментировать предложение членов семерки он заявил : "Моя позиция - немножко другая. Необходимо сохранить институт лидерства, но ввести более точную настройку предоставления субсидий. Кроме того, расширение числа лидеров приведет к уменьшению денег на одного лидера. Если бы денег было больше, я бы против ничего не имел, но это не отменило бы внимательного рассмотрения ситуации. Нужно относиться к рынку более внимательно, менять механизмы возвратности, совершенствовать систему".

РЕДКИЙ СЛУЧАЙ СВОЕВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ

Саму по себе реформу, убеждены члены "семерки", следует признать удачной.

"Кризис чуть не угробил киноиндустрию - именно поэтому было принято решение поддержать лидеров, чтобы индустрия не "нырнула". И теперь мы делаем все, чтобы отечественный кинематограф отвоевал назад все, что мы упустили", - напомнил глава компании "Централ Партнершип" Марк Лоло.

"Это редкий случай точной, эффективной и своевременной реформы", - отметил глава компании СТВ Сергей Сельянов.

Как добавил Бондарчук, "важно подчеркнуть, что мы - одна из немногих некоррупционных территорий в стране", и если раньше многие картины даже не выходили в прокат, а государственные деньги тонким слоем размазывались между сотнями проектов, то теперь каждый из лидеров "может хоть завтра опубликовать в сети сметы, финансовые планы на будущее. Мы абсолютно прозрачны и готовы отвечать за каждую копейку".

Со своей стороны, Сельянов объяснил, что компании-лидеры "вкладывают в производство существенно больше денег, чем получают от государства, а деньги от государства служат дрожжами, к которым прибавляются инвестиционные, кредитные и собственные средства".

О том, насколько успешно это делается, по сегодняшним показателям сложно судить, объясняет глава ЦПШ Марк Лоло, - ведь реформа стартовала лишь в марте 2010 года, а первые деньги компании получили только летом. Между тем "цикл производства зрительских фильмов - от 2 до 3 лет минимум.

"Система позволила уже в следующем году выпустить 15-16 крупных проектов. Не все они будут успешными, но вероятность того, что хотя бы половину ждет успех, - уже большое достижение. А на полуторамиллионных бюджетах зрителя вернуть невозможно", - поддержал его глава компании "ПРОФИТ" Игорь Толстунов.

ДЕБЮТАНТЫ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

По словам Бондарчука, определенный процент государственных денег лидеры "готовы отдавать на внутренний пул, где будем рассматривать не режиссерские скорее, а продюсерские проекты. Там могут быть и дебютанты, и независимые режиссеры. Это пока не готово, это пока идея - но я выражаю наше общее мнение: это возможно сделать", - добавил Бондарчук.

Созданная им новая студия "Главкино" уже уделяет значительное внимание взаимодействию с начинающими, стремится привлекать на практику студентов, объявила стипендию имени Сергея Бондарчука для начинающих продюсеров. Однако толковых людей среди начинающих, как признает Бондарчук, крайне мало.

"Никто больше нас не нуждается в молодых режиссерах и продюсерах. Мы дебютантов буквально из-под земли выкапываем, на серьезные, крупнобюджетные картины приглашаются дебютанты, что требует гораздо более серьезного продюсерского надзора над проектом", - добавил Сельянов.