Освобождение Гилада Шалита никак не повлияет на мирный процесс - эксперт
18 октября 2011 года

Обмен пленными и долгожданное возвращение израильского солдата Гилада Шалита домой никаким образом не продвинет мирный процесс на Ближнем Востоке, считает специалист-эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

По соглашению, которое неделю назад Израиль подписал с палестинским движением ХАМАС, на свободу выйдут в общей сложности 1 тысяча 27 человек, многие из которых были приговорены к пожизненным срокам за террористическую деятельность.

Первые 477 человек уже переданы представителям Международного Комитета Красного Креста. Через два месяца, как ожидается, состоится второй этап сделки, и на свободу выйдут остальные 550 заключенных.

"Данный процесс представляет интерес для СМИ, но для реального продвижения палестино-израильского урегулирования этот обмен не будет иметь абсолютно ничего", - считает эксперт.

Эксперт подчеркнул, что решение вопроса об обмене пленными имеет исключительно периферийное значение, так как на основных направлениях мирного урегулирования на данный момент сложилась "патовая ситуация", а именно отсутствие какого-либо продвижения по четырем основным вопросам: статус Иерусалима, вопрос о поселениях, ситуация с беженцами и безопасность Израиля.

По мнению аналитика, этот обмен прежде всего нужно рассматривать как "продукт внутреннего потребления" для обеих сторон и как очень эффектный отвлекающий маневр, выгодный для арабов и израильтян.

"В связи с не очень хорошей экономической и внутриполитической ситуацией в Израиле, а также неспособностью ХАМАС навести порядок в секторе Газа с момента прихода к власти, обе стороны конфликта должны демонстрировать желание продвинуть мирный процесс и показать, что они хоть что-то делают на этом направлении", - полагает эксперт.

Военнослужащий Армии обороны Израиля Гилад Шалит был захвачен палестинскими боевиками-исламистам 25 июня 2006 года. За освобождение израильтянина исламисты требовали выпустить из израильских тюрем более тысячи палестинских заключенных, в том числе своих лидеров, осужденных на длительные сроки, а также женщин и детей.

По данным палестинской стороны, в израильских тюрьмах находятся 8,2 тысячи заключенных палестинцев, а также выходцев из других арабских стран.