Гала-концерт на открытии Большого раскрыл возможности реконструированной сцены
29 октября 2011 года

Гала-концерт на открытии Большого театра после реконструкции, на который собрались видные представители политической элиты, бизнеса и культуры, представил фрагменты главных балетов и опер из репертуара, а также продемонстрировал новые технические возможности сцены. Представление, постановщиком которого выступил Дмитрий Черняков, стало первым за шесть лет на Исторической (Основной) сцене.

Большой театр закрылся на ремонт в 2005 году и за этот срок смог расширить свою территорию до 80 тысяч квадратных метров, сцена стала размером с шестиэтажный дом, притом полностью компьютеризированный. Реставраторы поработали над интерьерами 19 века: восстановили закрашенные ранее росписи Белого фойе, а Круглому залу и Императорскому фойе возвращены люстры и вензеля Николая Романова, гобелены и жаккардовые ткани. Золочением интерьеров занимались 156 специалистов со всей России в течение года, которые потратили около 4,5 кг золота на 981 квадратный метр покрытия.

ПИР НА ВЕСЬ МИР

Прямую трансляцию торжественного открытия исторической сцены телеканал "Россия" вел в течение двух часов, текстовая и видеотрансляция шла на сайте RIA.RU, а также по каналу Большого театра YouTube, по Первому каналу, фрагменты на "Культуре", в кинотеатрах в Европе, США, Японии и Латинской Америке. Кроме того, специально для всех москвичей и гостей столицы на Театральной площади установили два экрана, на которых показывали представление.

До начала концерта в центре всеобщего внимания была красная дорожка. По обе стороны от нее перед главным входом в Большой театр выстроилась рота почетного караула президентского полка. Рядом со зданием вокруг фонтана (под этим местом находится новый репетиционный зал) расположился президентский оркестр. Он исполнил отрывки из знаменитых классических произведений.

Гости были одеты нарядно, но не все пришли в соответствии с дресс-кодом: некоторые мужчины в смокингах, а кто-то в обычных костюмах. На дамах были длинные вечерние платья, меховые накидки и дорогие украшения.

По красной ковровой дорожке прошли руководитель Российской академии искусств Зураб Церетели, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, министр спорта Виталий Мутко, продюсер Федор Бондарчук с женой, глава ВТБ Андрей Костин, главы ВГТРК Олег Добродеев и Первого канала Константин Эрнст, ведущий Дмитрий Киселев, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Впрочем, некоторые, в том числе министр культуры Александр Авдеев, зашли в театр, ковровую дорожку скромно миновав.

В зале также были директор Центра оперного пения Галина Вишневская, экс-президент СССР Михаил Горбачев, вице-премьер Александр Жуков, первый вице-премьер Игорь Шувалов, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, певица Елена Образцова, руководитель Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев. Супруга первого президента РФ Наина Ельцина сидела в ложе на первом этаже с левой стороны вместе с Майей Плисецкой и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В партере, помимо российских политиков и культурных деятелей, сидели и иностранные знаменитости, в том числе актриса Моника Белуччи.

СОВРЕМЕННОСТЬ И ТРАДИЦИИ

Первым на сцену поднялся президент РФ Дмитрий Медведев, который прибыл в театр вместе с супругой. Обращаясь к собравшимся, глава государства выразил уверенность, что обновленный Большой, современный технически, при этом сохранит свой дух и многолетние традиции.

"Я убедился в том, что все сделано по последнему слову техники, театральной техники, по последнему слову подходов к такого рода очень сложным сооружениям. Я уверен, что в этом смысле театр будет безукоризненным, но самое главное, чтобы в нем остался дух Большого театра", - сказал он.

"Наша страна всегда находила деньги для того, чтобы Большой был в таком правильном состоянии. Это произошло и 150 лет назад, случилось и сейчас. Я абсолютно уверен, что все, что сделано, будет еще долгие годы служить поколениям наших граждан, всем, кто любит Большой театр", - добавил Медведев.

Он напомнил, что реконструкция, растянувшаяся на шесть лет, была колоссальным проектом, за успех которого переживала вся страна - от простых людей до правительства.

"Это была не маленькая, а очень серьезная работа. Она продолжалась шесть лет. В эти шесть лет переживали все. Конечно, переживал сам театр, переживала труппа, переживали все, кто любит и ценит это наше национальное сокровище, переживали строители, переживали просто обычные люди, которые следили за тем, как происходит эта реконструкция. Переживало правительство потому, что это был очень серьезный труд по сопровождению самого проекта. По-моему, все получилось великолепно", - добавил глава государства.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СЦЕНУ

Ранее директор Большого Анатолий Иксанов рассказывал , что в течение сезона на главную сцену вернут весь классический репертуар. Собственно торжественный концерт, который начался после выступления президента, продемонстрировал, как это будет.

Хор в костюмах строителей исполнил арию "Славься" из оперы "Иван Сусанин". Затем последовали фрагменты из опер и балетов Большого театра. Фрагмент из балета "Золушка" исполняли в декорациях Театральной площади, затем действие перенеслось во Францию во времена Жанны д'Арк - из оперы Чайковского "Орлеанская дева" арию исполнила Виолетта Урмана. Следующими номерами были полонез из оперы Глинки "Жизнь за царя" и балета "Спартак" Хачатуряна, где главную партию исполнил Иван Васильев - самый молодой Спартак в истории балета.

Баритон Дмитрий Хворостовский исполнил арию Елецкого из "Пиковой дамы", после чего действие снова перенеслось во Францию - "Пламя Парижа" в хореографии Ратманского. Сопрано Натали Дессей спела "Не пой, красавица, при мне...", после чего начались "Половецкие пляски" с примечательной деталью - появившимся на заднем плане занавесом из редакции балета советских времен - с серпом и молотом.

После короткого фрагмента при темной сцене из цикла Мусоргского "Картинки с выставки" началось "Лебединое озеро", ставшее кульминацией праздника. За время представления на сцене постоянно менялось освещение, задники, декорации. Между номерами представляли технически сложно устроенные видеоинсталляции, с использованием самых современных технологий.

Шквал аплодисментов вызвало появление на сцене технических работников Большого театра, в том числе билетерш и гардеробщиц, которые прошли под музыку с корзинами цветов в руках.

Завершилось представление, которое шло без антракта и продолжалось около двух часов, выходом артистов Большого на сцену под овации зала. Публика стоя приветствовала возвращение артистов на родную сцену.

По окончании гала-концерта гости стали быстро расходиться, не дожидаясь лазерного шоу, которое должны были показать на фасаде Большого театра. Основными зрителями этого представления стала молодежь, которая гуляла по центру Москвы.

ПАДЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Впечатление от открытия театра немного омрачил инцидент, произошедший в пятницу поздно вечером. Как сообщил источник в правоохранительных органах города, на рабочего сцены упали декорации.

"Пострадал рабочий сцены, он получил ушиб грудной клетки и был госпитализирован в институт Склифосовского. На место выезжала бригада "скорой помощи", - сказал собеседник агентства.

В МЧС сообщили, что к ним информация о происшествии не поступала.

Причина инцидента устанавливается.