Дрейфующая станция СП-39 начала свою работу
1 октября 2011 года

Дрейфующая станция "Северный полюс-39" (СП-39) официально начала свою работу с торжественного поднятия флага РФ на льдине рядом с бортом атомохода "Россия", доставившего полярников в высокоширотную Арктику, передает корреспондент .

Первые данные метеонаблюдений с СП-39 уже отправлены, флаг поднят, и начался отсчет нового годового цикла работ российских исследователей на дрейфующем льду, рассказал руководитель высокоширотной арктической экспедиции "Арктика-2011" Владимир Соколов.

"Эта работа крайне важна для определения состояния ледового покрова в Арктике и всех климатических процессов в этом обширном и малоизученном регионе", - подчеркнул он.

По сложившейся традиции полярники СП-38 во главе с руководителем станции Алексеем Висневским поприветствовали своих коллег и, пожелав им успехов, произвели торжественный спуск флага СП-38. С этого момента станция "Северный полюс-38" закрыта, ее "полевая" работа завершена. Станция "Северный полюс-39" начала свою работу на 84 градусе северной широты и 150 градусах западной долготы.

Новая дрейфующая станция продолжит работу, начатую предшественниками, подчеркнул начальник СП-39 Александр Ипатов. В ее составе 16 специалистов различных профилей: метеорологи, океанологи, гидрологи и гидрограф, гидрохимик, специалисты-ледоисследователи. В их задачи входит не только сбор, но и первичное обобщение полученных результатов наблюдений и исследований.

"Ну а мы по первому зову снова придем к этой льдине и поможем полярникам в их нелегком труде, благополучно доставив их до дома", - добавил к вышесказанному капитан атомного ледокола "Россия" ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" Александр Спирин. От экипажа атомохода коллективу СП-39 подарили большой торт.

Основные погрузочно-разгрузочные работы на атомоходе завершены, домики полярников развернуты, перегружены продукты питания, техника, топливо и вещи. Этим вечером атомоход "Россия" покинет место дрейфа станции СП-39 и направится в порт приписки Мурманск.

Дрейфующие научно-исследовательские станции "Северный полюс" выполняют океанографические, ледовые, метеорологические, гидрографические и другие комплексные наблюдения в высоких широтах Арктики.

Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс -1" была высажена на льды Арктического бассейна в мае 1937 года. На льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно, с перерывом на предвоенные и военные годы, а также на 12 лет в 1991г. Весной 2003 года их работа была возобновлена.

Ледокол "Россия" - атомный ледокол типа "Арктика". Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Длина - 150 метров, ширина - 30 метров, высота борта - 17,2 метра, осадка - 11 метров. Атомная турбоэлектрическая установка ледокола имеет мощность 75 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

Высокоширотная экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38) и организации новой дрейфующей станции "Северный полюс-39" началась 17 сентября. Атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" вышел из Мурманска с командой специалистов для новой станции и грузом оборудования, топлива и различных запасов.