Выборность сенаторов повысит авторитет Совфеда - политологи
1 сентября 2011 года

Реализация предложения президента РФ Дмитрия Медведева о возможной выборности сенаторов Совета Федерации поднимет престиж верхней палаты парламента и будет способствовать появлению ярких политических деятелей, которые не растворяются в партийных машинах, считают политологи, опрошенные .

В среду Медведев заявил, что реформы в политической системе, во всех ее институтах должны быть продолжены и идти постепенно, но неуклонно. Он также не исключил, что Россия может вернуться к идее выборности сенаторов Совфеда.

"Любая выборность - это положительное явление, хорошо, чтобы это было реализовано. Совет Федерации очень нуждается в том, чтобы он хотя бы пользовался уважением, так как очевидно для всех, что это нелестная палата РФ, которая не несет функции переговорной площадки между федеральным центром и регионами", - сказал политолог Валерий Хомяков.

По его словам, предложение президента очень своевременно, и если оно будет реализовано, то это укрепит российскую политическую систему.

"Задача политических систем - быстро реагировать на те сигналы, которые идут, и корректировать исполнительную и законодательную власть... когда об этом говорит действующий президент, то нельзя исключать, что он будет участвовать в президентских выборах. Это может стать одним из ключевых пунктов его программы. Вся власть должна быть децентрализована, а выборы в Совет Федерации - это один из элементов децентрализации власти", - добавил эксперт.

Политолог Михаил Ремизов также отметил, что выборность сенаторов может повысить авторитет Совфеда, а также решит проблему индивидуальной политической ответственности, которой, кроме президента и премьер-министра, никто не несет.

"Авторитет этого института сходил практически на нет в течение достаточно долгого времени, и сегодня Совет Федерации фактически вынесен за скобки общественного внимания, хотя его политические, конституционные функции весьма важны и весомы. Если этот орган будет формироваться через прямые одномандатные выборы и благодаря этому, в том числе там будет идти более активная политическая жизнь, то, несомненно, это будет способствовать и укреплению авторитета Совета Федерации", - сказал он.

По мнению политолога, сейчас мало политиков, которые "имеют свое собственное лицо, находятся в рамках партийной системы, но которые не растворяются в этих больших партийных машинах". "В принципе выборность сенаторов может эту проблему в известной степени решить", - считает эксперт.

"Идея выборности сенаторов может компенсировать очень важный недостаток, существующий в нашей политической системе - это дефицит индивидуальной политической ответственности. Кто у нас несет индивидуальную политическую ответственность? Понятно, что это президент, премьер-министр, он же национальный лидер, а вот на уровень ниже персональная ответственность является коллективной", - сказал Ремизов.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России - Федерального Собрания, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. "Заключительные и переходные положения" Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Указы президента России определяли формирование Совета Федерации путем выборов по мажоритарной системе.

Положение о выборах в Совет Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.

Выборы в Совет Федерации первого созыва состоялись 12 декабря 1993 года. Всего в верхнюю палату было выбрано 175 депутатов, среди них - много руководителей региональных органов исполнительной власти: пять президентов, 11 глав правительств, 43 краевых и областных "губернаторов", три федеральных министра.

В декабре 1995 года был принят федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ", согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти (по должности).

Члены Совета Федерации осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.

В августе 2000 года вступил в силу новый закон о порядке формирования Совета Федерации, в соответствии с которым представитель в сенате от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ избирался на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Изменения в порядок формирования Совета Федерации объясняли необходимостью обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия сенаторов осуществлялись бы на постоянной основе.

С 1 января 2011 года вступил в силу инициированный президентом Медведевым закон, согласно которому кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть только российский гражданин, являющийся депутатом законодательного органа власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта Федерации. Таким образом, сенаторами могли стать только региональные и местные депутаты, что, по мнению законодателей, укрепляет связь верхней палаты с регионами.

Между тем, многие политики предлагают вернуться к выборной модели формирования Совета Федерации.