Оппозиция использовала похороны Раббани для нагнетания напряженности в афганском обществе
24 сентября 2011 года
Афганская легальная оппозиция правительству Хамида Карзая использовала убийство экс-президента Афганистана, председателя Высшего Совета Мира, этнического таджика Бурхануддина Раббани для нагнетания напряженности в афганском обществе, считает ряд афганских СМИ, делающих "разбор полетов" похорон "видного деятеля джихада".
СМИ отмечают, что президент страны Хамид Карзай, этнический пуштун, принял участие только в ритуальной траурной церемонии у мечети во дворце Арг, однако воздержался от того, чтобы ехать на холм Вазир Акбар Хан и хоронить Раббани.
Во время похорон на холме Вазир Акбар Хан произошла давка народа и общая сумятица, вызванная провокационными выкриками бывшего директора Главного управления национальной безопасности ИРА, этнического таджика Амруллы Салеха, лишившегося своего поста в 2010 году после того, как талибы обстреляли ракетами и из стрелкового оружия Джиргу мира, проходившую в Кабуле.
"Мы не желаем хоронить убиенного в присутствии представителей власти!" - "неожиданно" закричал Салех, который в свою бытность шефом контрразведки выступал категорически против переговоров с талибами. Этот крик раздался в то время, когда гроб с телом покойного уже несли на холм, где собрались близкие соратники, родственники покойного и представители различных организаций, представленные в основном этническими таджиками.
Стоявшим рядом с Салехом его товарищам с трудом удалось "заткнуть" экзальтированного оратора и оттащить его в сторону от поднимающейся на холм траурной процессии. Однако провокационные выкрики уже сделали свое дело и сотни тех таджиков, кого не пустили к месту погребения, прорвали полицейский кордон и ринулись на холм. После этого гроб "поплыл" на руках таджиков зигзагами по территории всего холма, так как каждый хотел понести, или хотя бы потрогать гроб. Полиции пришлось открыть предупредительный огонь в воздух, чтобы утихомирить толпу.
Как отмечают СМИ, затем началась буквально битва за лопаты, которыми закапывали в землю гроб с президентом. Военные и гражданские дрались за право бросить лопату земли на могилу Раббани, что также привело к давке и даже локальным дракам.
Во время этого действа скорее всего специальная группа хорошо организованных кликуш стала скандировать лозунги: "Смерть Хамиду Карзаю!" и "Смерть Америке?!". Им вторил вновь вырвавшийся из рук державших его сподвижников буйный Салех, кричавший, что Карзая надо призвать к ответу.
Экзальтированная толпа вторила крикам Салеха и также требовала привлечь президента к ответу. Одновременно некоторые кликуши стали громко обвинять в причастности к убийству Раббани этнического пуштуна, секретаря Высшего Совета Мира Масума Станакзая, который, кстати, получил тяжелое ранение в тот момент, когда террорист, проникший в дом Раббани в минувший вторник под видом переговорщика, подорвал экс-президента.
Тем временем разбушевавшийся Салех кричал, что правительственные органы "специально не поставили на трибуны, сооруженные на холме, микрофоны, чтобы заглушить голос народа". Салех также кричал, что "современная государственная система нас не представляет и что марионеточное правительство никто не уполномочил вести переговоров с врагами". В конце концов, уже почти обессиленный собственными выкриками Салех набрался сил и буквально заорал: "Да здравствует национальное народное сопротивление!".
Эстафету провокационных выкриков принял на себя бывший оппонент Карзая на президентских выборах, экс-министр иностранных дел, этнический таджик доктор Абдулла Абдулла, который также потребовал привлечь к ответу правительство, допустившее убийство "учителя Раббани".
Примечательно, что на холме Вазир Акбар Хан во время погребальной процессии от правительственных институтов власти присутствовали только этнические таджики - министр внутренних дел Бисмилла Хан, министр энергетики и водных ресурсов Исмаил Хан, спикер Минобороны ИРА Захир Азими.
Как отмечают местные СМИ и наблюдатели, похороны Бурхануддина Раббани превратились в попытку таджикского национального меньшинства, составляющего около 19% населения Афганистана, представить убийство экс-президента террористом делом рук пуштунов-талибов и их пакистанских покровителей.
В 1992 году вспыхнувшая в Афганистане гражданская война, в основе которой лежали как раз межэтнические распри, привела страну к полному хаосу, безвластию и разрухе. Однако уже в 1996 году пуштуны-талибы загнали воинство национальных меньшинств, которое впоследствии стали именовать Северным альянсом, в долину Панджшир и северную провинцию Бадахшан, установив полный контроль почти над всей территорией Афганистана.
Местные наблюдатели также отмечают, что политическая и военная ситуация, сложившаяся на сегодня в Афганистане, стала очень напоминать конец 80-х - начало 90-х годов прошлого столетия, когда из страны ушел Ограниченный контингент советских войск. Что произойдет с Афганистаном после вывода отсюда войск международной "антитеррористической" коалиции, предсказать не берется никто. Однако чтобы с большой долей вероятности прогнозировать будущее Афганистана, достаточно взглянуть в его недавнее прошлое и понять, что единой общности "афганский народ" просто не существует в природе, а населяющие Афганистан этносы не уничтожают друг друга лишь до поры до времени.