Нобелевскую премию мира за "арабскую весну" не стоить давать web-активистам - эксперты
29 сентября 2011 года

Интернет-активистов "арабской весны", в частности, Ваэля Гонима (Wael Ghonim), который создал и раскрутил в Facebook страницу с призывами к египтянам выйти на улицы с протестом, не стоит награждать Нобелевской премией мира, поскольку их заслуги ограничиваются самоорганизацией протестного движения, а не планомерной правозащитной деятельностью, считают российские правозащитники.

По мнению опрошенных экспертов, было бы лучше, если бы нобелевский комитет поддержал египетских правозащитников, которые боролись за права людей еще при экс-президенте Египта Хосни Мубараке.

Прогноз о возможном вручении премии мира интернет-активистам "арабской весны" сделал Международный институт исследования проблем мира в Осло, пишет "The Washington Post". По данным газеты, "арабская весна" станет одним из самых обсуждаемых вопросов на внутренних дискуссиях комитета, а двумя главными кандидатами являются Гоним и блогер Исраа Абдель Фаттах (Israa Abdel Fattah).

Член Общественной палаты РФ Александр Брод полагает, что заслуги египетских интернет-активистов в революции нет, поскольку "здесь больше сработали объективные исторические обстоятельства, чем конкретные люди".

"Это был целый комплекс сложившихся проблем, он складывался десятилетиями, это все-таки такая объективная реальность, которая сложилась под гнетом авторитарных режимов, игнорирования прав человека. Они, может быть, инициировали протестное движение, пытались его самоорганизовать. Но это не их заслуга, они совпали с такими историческими событиями. Может быть, (Нобелевскому комитету) стоит посмотреть лидеров оппозиции, которые в течение многих лет находились под гнетом, под запретом, но пытались противостоять этому режиму. Эти защитники более достойны, наверно, чем блогеры", - сказал Брод.

По его словам, решения Нобелевского комитета по вручению премии мира бывают "весьма неожиданными".

"В свое время всех как-то удивило награждение премией мира скажем Ясира Арафата, это было сделано с целью примирить Палестину и Израиль. Кто-то был противником вручения премии мира (Михаилу) Горбачеву. Есть наверно более достойные кандидатуры, есть люди, знакомые миру, знакомые своими делами, добрыми поступками, именно фигуры международного масштаба", - заметил Брод.

Он считает, что со стороны РФ давно стоило бы выдвинуть на премию мира директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля. "Он выезжал в горячие точки мира, спасал там детей, в России вел переговоры с террористами, освобождал заложников, постоянно выступает с идеями гуманизма, межнационального согласия", - сказал правозащитник.

По его мнению, египетские блогеры не являются "такими фигурами международного масштаба".

Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев в свою очередь считает, что Нобелевской премией мира следует в первую очередь поддерживать "людей сидящих", которые рискуют своей жизнью и здоровьем в борьбе за демократию.

"Я приветствую египетскую революцию, но говорить, есть ли прямая связь между ней и действиями этих блогеров, не могу. Если там (в Египте) есть люди, которые борются за права человека и сидят, много лет сидят, то таких людей, думаю, надо (награждать). Это поддержка реальная и спасение, возможно, жизни. Если эти люди (блогеры) на свободе и добились своего, то Бог им в помощь, как говорится. Я ни "за", ни "против", - сказал Пономарев.

По мнению руководителя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, состав участников "арабской весны" неоднороден.

"Там есть и конструктивные, и деструктивные силы", - сказала правозащитница, отметив, что мнение Нобелевского комитета может поменяться, и он найдет другие кандидатуры.

Антиправительственные акции протеста в Египте начались 25 января. В последовавших беспорядках погибли, по меньшей мере, 300 человек, порядка пяти тысяч получили ранения. Президент Египта Хосни Мубарак, который правил крупнейшей по населению арабской страной с 1981 года, после многодневных массовых протестов ушел в отставку, передав бразды правления Высшему совету вооруженных сил. Для свержения режима Мубарака египтянам понадобилось 18 дней.