Астрономы представили "партию" из 51 новой экзопланеты
12 сентября 2011 года

Астрономы, работающие со спектрографом HARPS на одном из телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, заявили об обнаружении сразу 51 экзопланеты, 16 из которых относятся к так называемым "супер-Землям", говорится в сообщении ESO.

Спектрограф HARPS работает на 3,6-метровом телескопе обсерватории Ла-Силья в Чили. HARPS, наряду с орбитальным телескопом "Кеплер", считается одним из двух главных "охотников" за экзопланетами: на его "счету" более 150 из примерно 600 известных экзопланет. Кроме того, в 2007 году группа, работавшая со спектрографом, обнаружила планету Gliese 581 d - первую "супер-Землю", планету массой от 1 до 10 масс Земли, которая находится в так называемой "зоне жизни" - интервале расстояний от звезды до планеты, при которой условия на последней будут приемлемыми для живых организмов.

Группа под руководством Мишеля Майора (Michel Mayor) из университета Женевы в статьях, которые будут опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics, сообщают о том, что с помощью HARPS им удалось обнаружить сразу 51 новую экзопланету. Как отмечается в сообщении ESO, это самая крупная единовременная "партия" подтвержденных экзопланет в истории их поисков.

"Кеплер", наблюдающий за относительно небольшим участком звездного неба в созвездии Лебедя, где находится около 150 тысяч звезд, на данный момент обнаружил около 1,2 тысяч объектов-кандидатов, которые могут оказаться экзопланетами. 54 из них находятся в "зоне жизни".

Среди экзопланет, обнаруженных HARPS, 16 "супер-Земель", в том числе и HD 85512b - планета массой в 3,6 земных, где может существовать жизнь. Об обнаружении HD 85512b в конце августа сообщили участники группы, работающие в Институте астрономии общества Макса Планка (Германия).

Всего исследователи изучили с помощью HARPS 376 звезд, по характеристикам сопоставимых с Солнцем. По расчетам ученых, около 40% таких звезд имеют хотя бы одну планету легче Сатурна, который в 95 раз тяжелее Земли. При этом большинство планет легче Нептуна, то есть с массой менее 17 земных, обращаются вокруг "многодетных" звезд с несколькими планетами.

Сейчас чувствительность HARPS позволяет обнаружить планеты массой менее двух масс Земли. Как отмечает ESO, в будущем к инструменту присоединится его "близнец" на телескопе на Канарских островах, который будет изучать звезды северного неба, а также новые инструменты ESPRESSO на телескопе VLT (Very Large Telescope) и CODEX на строящемся E-ELT (European Extremely Large Telescope).