Самая "темная" галактика во Вселенной удержала свое звание
1 августа 2011 года

Карликовая галактика-спутник Млечного пути, Segue 1, удержала звание "центра тьмы" Вселенной - крупнейшего известного скопления загадочной темной материи, это подтверждают данные последних наблюдений, сообщает группа ученых-первооткрывателей галактики.

Впервые о самой "темной" галактике, в которой всего около 1 тысячи звезд, Марла Джеа (Marla Geha), Джошуа Саймон (Joshua Simon) и их коллеги сообщили в 2008 году. Однако сомнения в том, что это действительно самостоятельная галактика, а не скопление звезд, "вырванное" из соседней карликовой галактики в созвездии Стрельца, заставили ученых вернуться к работе с телескопом Keck II, с помощью которого они обнаружили Segue 1. Новая статья ученых опубликована в журнале Astrophysical Journal.

Астрономы измеряли скорость движения звезд относительно Млечного Пути и друг друга. По словам Саймона, если бы кроме 1 тысячи видимых звезд, в Segue 1 не было ничего или было бы лишь незначительное количество темной материи, то все звезды двигались бы относительно Млечного Пути примерно с одной скоростью, равной 209 километров в секунду. На самом же деле скорость звезд в галактике варьируется от 194 до 224 километров в секунду.

"Это означает, что Segue 1 должна содержать гораздо больше массы, чтобы "разгонять" звезды до таких скоростей", - сказала Джеа, чьи слова приводит пресс-служба обсерватории имени Кека.

По оценкам астрономов, для того, чтобы объяснить разные скорости звезд в Segue 1, необходима масса около 600 тысяч масс Солнца, тогда как 1 тысяча имеющихся в галактике звезд по массам сопоставимы с Солнцем. Почти вся "недостающая" масса, по мнению авторов статьи, приходится на темную материю.

Кроме того, как отмечают астрономы, в "темной" галактике оказалось неожиданно много "первобытных" звезд с очень низким содержанием химических элементов тяжелее гелия. Такие звезды возникли в "раннем детстве" Вселенной, еще до того, как взрывы сверхновых "засорили" космическое пространство тяжелыми элементами, синтезированными в ходе термоядерных реакций в звездах.

Ученые собрали данные о содержании железа в семи звездах Segue 1 и выяснили, что в трех из них оно в 2,5 тысячи раз ниже, чем у Солнца.

"Это означает, что перед нами одни из самых старых и "первобытных" звезд в истории астрономии", - отметил Саймон.

По словам Джеа, во всем Млечном Пути пока удалось найти менее 30 настолько древних звезд, а в Segue 1 "мы уже набрали сразу почти 10% от этого количества".

Ученые рассчитывают, что космический гамма-телескоп "Ферми" сможет засечь гамма-излучение, возникающее при аннигиляции частиц темной материи, и таким образом окончательно закрепить "темный" статус Segue 1.

"По нынешним теоретическим представлениям, "Ферми" либо только-только хватает, либо все же не хватает возможностей для того, чтобы засечь гамма-излучение из Segue 1. Обнаружить такие сигналы было бы очень здорово", - отметил Саймон.

Российский космический телескоп "Гамма-400", запуск которого ожидается в 2016 году, будет работать с гамма-квантами с энергиями до 3 тысяч гигаэлектронвольт, что в десять раз больше, чем диапазон "Ферми", и будет иметь в пять раз лучшее угловое разрешение. Как сообщил в интервью заместитель научного руководителя проекта Николай Топчиев, ведущий научный сотрудник Лаборатории космических лучей Физического института РАН имени Лебедева (ФИАН), эти особенности аппарата дадут ученым возможность зафиксировать следы таинственной темной материи.