Путин открыл комплекс сооружений для защиты Петербурга от наводнений
12 августа 2011 года
Премьер-министр России Владимир Путин открыл в пятницу комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга, который обезопасит город от разрушительных наводнений и, после 30 лет строительства, замкнет периметр Петербуржской кольцевой автодороги.
Комплекс, протянувшийся на 25 километров по акватории Финского залива, состоит из 11 каменно-землянных дамб, двух судопропускных и шести водопропускных сооружений, шестиполосной автомобильной дороги, пущенной по гребню дамб и подводному тоннелю.
КЗС рассчитан на то, чтобы обеспечить защиту жителей Санкт-Петербурга, стратегических объектов и инфраструктуры города от подъема воды до пяти метров. Подобные события в последние годы заметно участились: 25% всех невских наводнений за более чем 300-летнюю историю наблюдений пришлись на последние 15 лет. При этом многократно возросла частота зимних наводнений, крайне редких в предыдущие три века. По статистике в Петербурге происходит, в среднем, до 100 подъемов воды в год, из них от одного до десяти - с подтоплением территорий города. По расчетам городских властей, ущерб от таких наводнений может составлять от 3 до 50 миллиардов рублей.
В октябре 2010 года КЗС уже помог предотвратить наводнение с подъемом воды на 180 сантиметров. После закрытия всех затворов комплекса уровень воды в Санкт-Петербурге повысился лишь на 20 сантиметров.
Помимо своего основного предназначения - защиты города от наводнений, комплекс также замыкает периметр Кольцевой автодороги, существенно улучшая транспортную обстановку в Санкт-Петербурге. Расчетная интенсивность движения автомобилей составляет до 30 тысяч единиц в сутки.
Проходящий по дамбам КЗС участок Кольцевой автодороги соединяет между собой северную и южную части Санкт-Петербурга, а также остров Котлин, он же обеспечивает наземную автомобильную связь с материком города Кронштадта.
Строительство КЗС началось в 1979 году. В 1995, когда было выполнено около 70% работ, стройка была приостановлена и возобновилась спустя десятилетия - после принятия соответствующей федеральной программы с финансированием в 109 миллиардов рублей.
Подсчитано, что в сооружение комплекса за время строительства было уложено более 42 миллионов кубометров инертных материалов, 2 миллионов кубометров железобетона, 100 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. В проектировании и строительстве комплекса участвовали более 100 научно-исследовательских и проектных институтов, строительных и монтажных организаций, поставщиков материалов и оборудования.