Правила приема в вузы должны быть прописаны в законодательстве - депутат ГД
5 августа 2011 года
Правила приема абитуриентов в вузы, которые сейчас определяются приказами министра образования и носят достаточно обобщенный характер, должны быть четко прописаны в законе, заявил зампред думского комитета по образованию Виктор Шудегов, комментируя в пятницу скандал в медицинском университете имени Пирогова.
Рособрнадзор после скандала в прессе провел мониторинг списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению на бюджетные места в РНИМУ имени Пирогова ("второй мед", бывший РГМУ). Оказалось, что 75% абитуриентов вуза не числятся в федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ, 536 человек из 709 оказались "мертвыми душами". Вуз исключил их из списков лиц, рекомендованных к зачислению, эти места займут реальные абитуриенты. Руководство университета связывает это происшествие с несанкционированным доступом к серверу университета и техническими сбоями при работе с базой данных поступающих.
"Я считаю, что правила приема в вузы нам надо четко прописать в законодательстве. Несмотря на то, что они регулируются приказами министра (образования) и затем регистрируются в Минюсте, я думаю, что в данном случае максимально возможные нарушения должны быть прописаны, иначе эта ситуация будет повторяться из года в год", - сказал Шудегов.
Он добавил, что все прописать, конечно, невозможно, но, по крайней мере, те нарушения, которые носят такой массовый характер, надо обязательно в законе учесть.
При этом депутат пояснил, что пока не разработан и не принят новый базовый закон об образовании, необходимо менять действующее законодательство.
По мнению Шудегова, это с одной стороны можно считать упущением Рособрнадзора, потому что в вузах должны проводиться регулярные проверки. Вместе с тем, отмечает парламентарий, сегодня главная проблема в том, что вместо реальных абитуриентов конкурс проходят "абитуриенты бумажные".
"Самих абитуриентов никто не видит, поэтому возникает такая ситуация, когда вместо беседы с живыми людьми, можно просто вложить в списки документы. Выявить такие случаи достаточно сложно. Этим вуз и воспользовался", - сказал Шудегов.
Он убежден, что в данном случае правоохранительные органы должны провести тщательную проверку и разобраться, был ли сам ректор университета в курсе о том, что происходит, потому как речь здесь может идти о мошенничестве с целью извлечения выгоды.
"Вполне возможно, что тут есть коррупционная составляющая, доказать которую, правда, очень сложно, если не поймать за руку. Эти "мертвые души", возможно, были нужны для того, чтобы их вывести из списков и потом внести других "нужных" абитуриентов, вероятно, за вознаграждение", - предположил депутат.
Он выразил обеспокоенность масштабами произошедшего.
"Я был крайне удивлен, что это не одна, две или три фамилии, это треть списка", - возмутился Шудегов.
С его точки зрения, учитывая такое большое количество абитуриентов, которых на самом деле не существует, скорее всего, все происходило с ведома руководства вуза.
"Вряд ли на уровне декана можно было без ведома руководства делать такие подлоги. Надо разбираться и понять, если ли материалы для привлечения к уголовным делам. Если так, то все должно быть запущено", - считает зампред профильного комитета.
Он убежден, что нужно принимать незамедлительные меры, и уже до конца работы приемной комиссии этого года.
"Меры нужно принять уже сейчас. Даже в течение августа эти меры надо принимать очень срочные. И министерство, и Рособрнадзор должны исправлять ситуацию до конца приемной комиссии этого года", - резюмировал политик.
Программист Виктор Симак, помогая знакомому абитуриенту оценить шансы на поступление, обнаружил в приемной кампании РНИМУ имени Пирогова многочисленные нарушения. Проанализировав с помощью компьютерной программы списки из 20 тысяч абитуриентов медицинских вузов Москвы, он пришел к выводу, что в институте имени Пирогова на бюджетные места принимаются несуществующие абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ. Это, по его словам, дает возможность вузу в ходе третьей "неофициальной" волны зачисления принимать на "освободившиеся" места абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ, которые уже отчаялись куда-либо поступить.