"Газовая война" между Украиной и Россией нежелательна, но возможна - эксперты
17 августа 2011 года
Новая российско-украинская "газовая война" нежелательна для всех, но вполне возможна, если в ходе предстоящих в сентябре межправительственных консультациях не будут достигнуты компромиссные решения по вопросу цены "голубого топлива" и принадлежности украинской "трубы", считают российские и украинские эксперты.
Такое мнение они выразили в среду в ходе организованного видеомоста Москва - Киев на тему "Газовый вопрос: почему переговоры заходят в тупик?".
Переговоры в Сочи 11 августа между президентами России и Украины не сдвинули с мертвой точки важную для Украины тему - вопрос цены на российский газ. "Газовый вопрос" вновь повис в воздухе. Одни эксперты считают, что Украина пытается одновременно добиться преференций, как от России, так и от Евросоюза, ничего не давая взамен. Другие полагают, что Киев должен продолжать оказывать давление на Москву всеми возможными средствами, правда, результат такого давления вряд ли предсказуем. Третьи допускают, что ближе к зиме между двумя странами может вновь разгореться очередная "газовая война".
ДО ВОЙНЫ НЕ ДОВОДИТЬ
"Ситуация отличается от 2008 года тем, что тогда контракта не было, а теперь контракт есть, но возможность "газовой войны" существует, хотя все понимают, что допустить этого мы сегодня не имеем права", - считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По его словам, и Россия, и Украина понесли в прошлой "войне" значительные имиджевые потери.
"Доводить дело до новой "газовой войны" с точки зрения наших газовых поставок в Европу - крайне неприятная и драматичная вещь, чем, я думаю, украинская сторона и пользуется. Это последний аргумент Украины, козырная карта, возможность сказать: никакого контракта нет, "трубу" перекрываем. И надо учитывать, что особо терять Украине в такой ситуации и нечего", - отметил эксперт.
Стратегия властей Украины, по его мнению, заключается в желании добиться желаемого результата путем признания нелегитимности заключенного в 2009 году двустороннего газового контракта через суд над экс-премьером Юлией Тимошенко. Еще одним средством давления на Москву являются угрозы обращения с исками в Стокгольмский арбитраж.
При этом Симонов уверен, что никаких шансов на позитивное решение по контракту Украины в Стокгольме нет.
Он считает, что если стороны еще раз доведут дело до "войны", то это крайне негативно скажется и на поставках российского газа в Европу, и на статусе Украины, как транзитера.
ОБЕ СТОРОНЫ ТОРГУЮТСЯ
Бывший пресс-секретарь "Нафтогаза Украины" (в 2008-2010 годах) Валентин Землянский считает, в свою очередь, что говорить о политизации "газового вопроса" со стороны Украины не совсем корректно. По его словам, Россия также устраивает некий политический торг, предлагая Украине вступить в Таможенный союз.
"Второй вариант - объединение двух нефтегазовых компаний - "Газпрома" и "Нафтогаза", а вернее, поглощение последней "Газпромом", - считает он.
Украинский эксперт также не исключил, что "газовая война" возможна. При этом он подчеркнул, что "никто на сегодняшний день не желает, чтобы Украина выглядела маргиналом на мировом газовом рынке".
"Что касается обеспечения транзита в европейские страны, то в этом, в первую очередь, не заинтересована сама Украина", - отметил украинский эксперт.
СЛИШКОМ МНОГО ПОЛИТИКИ
"Ситуация вокруг российско-украинского газового контракт излишне политизирована и это накладывает серьезный отпечаток на мало-мальски экономический анализ ситуации и перспектив ее развития", - считает заместитель генерального директора российского Института энергетической стратегии Алексей Громов.
С учетом этого, по его мнению, полностью исключить возможность некой "газовой войны" нельзя.
"И европейцы готовы к этому, забирая сегодня максимум газа в свои хранилища и готовясь пережить возможный трудный период в конце нынешнего года. И украинцы к этому готовятся, используя в сложной геополитической игре, на мой взгляд, такой аргумент, как факт приближающихся президентских выборов в России", - отметил он.
В связи с этим и другими обстоятельствами Громов сделал вывод, что вероятность обострения газовых отношений с политической точки зрения весьма высока.