День Военно-воздушных сил РФ
12 августа 2011 года
В России в пятницу отмечается День Военно-воздушных сил.
Ниже приводится справочная информация.
День Военно-воздушных Сил России впервые был установлен Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года.
Согласно Указу, праздничные мероприятия, посвященные Дню ВВС, проводились в День Воздушного Флота России (в третье воскресенье августа).
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации" день Военно-воздушных сил отмечается 12 августа.
Этот памятный день призван способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы, и установлен в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.
В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ № 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Этот день принято считать началом создания военной авиации России.
Начало широкого развития авиации в стране относится к первому десятилетию XX века, когда развернулось промышленное производство самолетов, сформировались аэроклубы и воздухоплавательные организации. Военные министерства увидели в ней новейшее средство, способное решать ряд боевых задач. На самолетах были установлены пулеметы, в предвоенные годы создавались авиационные бомбы, радиостанции, аэронавигационные приборы.
В 1910 году были созданы первые формирования военной авиации, в том же году была организована подготовка военных летчиков. В ноябре-декабре 1911 году были сформированы шесть первых авиационных отрядов. К августу 1914 году в русской военной авиации имелось уже 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета.
Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. На полях сражений были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов: в начале для разведки, а затем для поражения наземных и воздушных целей.
К осени 1917 году военная авиация России стала самостоятельным родом войск, включавшим в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации.
В 1920-е годы появились авиационные конструкторские бюро, которые возглавили Андрей Туполев, Николай Поликарпов, Дмитрий Григорович. В 1930-х годах для проведения научно-исследовательских работ в области моторостроения был создан Центральный институт авиационного моторостроения.
Перед началом Великой Отечественной войны самолеты современных типов производились еще в небольших количествах, и многим советским летчикам в первый год войны пришлось сражаться на самолетах устаревших типов. Но уже в 1942 году поступление новых самолетов на фронт день ото дня увеличивалось благодаря предпринятым мерам правительства и особенно работников авиационной промышленности. Советская авиация в Великой Отечественной войне одержала победу над сильным воздушным противником и внесла большой вклад в дело разгрома врага.
Новую эру в истории военной авиации ознаменовало появление реактивных двигателей. Коллективы КБ Яковлева, Лавочкина, Микояна, Туполева, Ильюшина, Сухого, Антонова и других в короткие сроки разработали новые типы реактивных бомбардировщиков, истребителей, по многим показателям превосходивших зарубежные образцы авиационной техники.
В начале 1950-х годов были созданы истребители со сверхзвуковой скоростью. На вооружение военной авиации поступили новые средства поражения, в том числе ядерное оружие, в 1960-х гг. авиация стала ракетоносной.
К концу 1980-х годов в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире.
К 1991 году в составе советских ВВС имелось 20 авиационных объединений, 38 авиадивизий, 211 авиаполков. На вооружении находилось более 10 тысяч боевых самолетов.
В декабре 1991 года после распада СССР советские Военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В 1992 году самолетный парк российских ВВС составил 62% от аналогичного показателя Военно-воздушных сил СССР.
В настоящее время ВВС России включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасения, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.
По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые в свою очередь могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады воздушно-космической обороны.
По численности авиапарка ВВС России уступают только ВВС США и Китая, а по боевому потенциалу (с учетом многочисленной дальней авиации) - только ВВС США.
По данным на ноябрь 2010 года, общая численность личного состава ВВС - около 170 тысяч человек. В том числе офицеров - 40 тысяч человек, военнослужащих контрактной службы - около 30 тысяч.
На начало 2008 года в эксплуатации находилось около 2,8 тысячи самолетов и вертолетов.