Будущее Ливии и судьба Каддафи - "это две разные вещи", считает эксперт
22 августа 2011 года
Будущее Ливии и судьба полковника Муамара Каддафи - "это две разные вещи", заявил в понедельник политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
По его мнению, "Ливия, как была страной второразрядной, так она и будет". "Если бы у нее не было нефти, то о ней бы никто и не слышал. Но, поскольку нефть есть, она какую-то роль будет играть, но уже не политическую", - подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что "при Каддафи, благодаря характеру этого человека и его революции, она (Ливия) играла непропорционально большую геополитическую роль, не соответствующую ее геополитическому значению", так как ливийский лидер "всюду лез, поощрял террористов, революции".
Теперь в Ливии "будет относительно нормальное правительство", полагает Мирский. "Уже каких-то внешних авантюр или серьезного влияния на международную арену не будет", - сказал политолог, добавив, что в скором времени международный интерес к Ливии будет утрачен.
Говоря о судьбе Каддафи, Мирский напомнил, что диктаторы "по-разному заканчивали свою жизнь - Гитлер застрелился, Муссолини и Чаушеску расстреляли, Саддама Хусейна повесили, многие диктаторы спокойно умерли в своих постелях". Вместо того чтобы бежать или сдаваться, Каддафи может "попытаться держаться до конца, чтобы погибнуть в бою". "Самоубийство запрещено мусульманам, поэтому он не застрелится", - полагает политолог.
Куда-либо убежать лидеру Джамахирии будет технически сложно, однако, если это произойдет, он, "возможно, отправится в Венесуэлу, либо в какое-нибудь африканское государство", где его могут принять. "Правда, такой сценарий может несколько подпортить его (Каддафи) имидж, поскольку он сотни раз говорил, что никуда не уйдет, будет бороться и умрет на своей земле", - сказал Мирский.
В случае если Каддафи будет схвачен, его не повесят, как бывшего президента Ирака Саддама Хусейна, а "передадут в международный суд, и там он долгие годы будет сидеть и умрет, скорее всего". "Но захочет ли он этого, это сказать трудно", - добавил эксперт.
Говоря о возможности сохранения территориальной целостности Ливии, политолог высказал мнение, что это "сейчас возможно". "До последнего времени казалось, что, поскольку у Каддафи нет сил, чтобы подавить восстание людей из Бенгази (где был сформирован Переходный национальный совет), а у Бенгази нет сил, чтобы взять Триполи, то это затянется настолько, что уже фактически будут существовать два параллельных правительства. Сейчас уже этого нет и будет, конечно, единая Ливия", - подчеркнул он. При этом Мирский отметил, что "не стоит ожидать войны ливийских племен".
Говоря о дальнейших отношениях России и Ливии, эксперт усомнился, что на них может сказаться изначальное "прохладное" отношение Москвы к оппозиционному ливийскому правительству. "Давайте вспомним Ирак: там до последнего момента Москва поддерживала Саддама Хусейна. Тем не менее, новая власть установила нормальные отношения с РФ, объявила тендер на нефтепромыслы, и наши компании - Лукойл и другие - получили довольно жирный кусок, несмотря ни на что. Поэтому думать, что они (ливийские повстанцы) зуб на нас имели за Каддафи, не стоит", - считает Мирский.
Кроме того, по его мнению, российской стороной были вовремя предприняты определенные шаги, в том числе, имели место встречи с представителями оппозиции. Так, во время своей поездки в Ливию спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов "прямо сказал, что Каддафи не вписывается в будущее Ливии", отметил Мирский.
Важным фактом является также и то, что президент РФ Дмитрий Медведев "дал команду не накладывать вето на резолюцию Совета Безопасности ООН". "Все же понимают, что если бы мы наложили вето, то не было бы никакой операции НАТО, а если бы не было ее, то повстанцы в жизни не могли бы мечтать взять Триполи", - подчеркнул он.
В середине февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. Число жертв этого противостояния, по разным данным, составляет тысячи человек. СБ ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией. В начавшейся 19 марта операции коалиционных сил принимают участие Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания. Руководство кампанией в Ливии 31 марта полностью перешло к представителям командования НАТО. Как заявляет руководство Североатлантического альянса, цель операции "Объединенный защитник" - обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского населения. Мандат на операцию истекал 27 июня, но 1 июня НАТО продлила операцию на 90 дней - до конца сентября.
Эксперт, вместе с тем, уверен в том, что "повторение ливийского сценария в Сирии невозможно". Во-первых, в случае вынесения на голосование в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии "Москва и Пекин наложили бы вето, поэтому они (делегации западных стран в СБ ООН) даже не будут стараться поставить вопрос о введении бесполетных зон над Сирией", указал Мирский.
"Во-вторых, в случае с Ливией не только Москва помогла Западу, но и Лига арабских государств (ЛАГ), которая единогласно приняла решение позволить Западу ввести бесполетную зону против одного из арабских правителей, который сильно насолил всем", - сказал он.
"В случае с Сирией этого совершенно нет. ЛАГ относится к Сирии совсем иначе. Арабы говорят, что Египет - голова, а Сирия - сердце арабского мира. Поэтому никто подобной резолюции не примет. Тем более, что после Ливии общественность вообще настроена иначе", - подытожил главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.
Протесты в Сирии начались в середине марта в городе Дераа на юге страны, а затем перекинулись на другие регионы. Сирийские правозащитники сообщают, что к настоящему времени число участников антиправительственных демонстраций, которые были убиты в столкновениях с силами безопасности и полицией с середины марта, по всей стране достигло 2 тысяч.