Белград и Приштина вступили в схватку за север Косово при посредничестве Запада
2 августа 2011 года
Обострение ситуации в северных районах Косово, провозгласившего в 2008 году независимость от Сербии, не привело к дестабилизации на Балканах, но поставило под вопрос возможность осуществления Белградом беспрепятственного влияния в этой части края и создало дополнительные трудности на пути региона в Евросоюз.
США и ЕС, взявшие на себя основную ответственность за постконфликтное урегулирование, пока избегают четко и ясно говорить о сценариях решения "проблемы севера", населенного сербами и имеющего обособленное положение благодаря финансовой и политической поддержке Белграда.
Скорее всего, страны, признавшие независимость Косово и выступающие за его территориальную целостность, попытаются помочь Приштине в установлении хотя бы частичного контроля над севером. В то же время эксперты полностью исключают возможность силового варианта, указывая, что изменение статус-кво в этой части Балкан обернется возобновлением межэтнического конфликта.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТАЧИ - ЛОВУШКА ДЛЯ СЕРБИИ
Попытка приштинских властей захватить два пропускных пункта (Ярине и Брняк) на административной границе с Сербией, где ранее работали сотрудники Миссии EULEX и косовские полицейские-сербы, создала дополнительные проблемы как для стран, поддержавших независимость Косово, так и для Белграда, начавшего в марте этого года строить новые отношения с отколовшейся провинцией.
По оценкам, звучащим в дипломатических кругах, косовское правительство рассчитывало вынудить западных партнеров расширить его власть на северные районы, остающиеся неподконтрольными ему, и тем самым укрепить свое международное положение. Проявленная Приштиной самостоятельность при решении чувствительных вопросов стала вызовом для США и европейских стран, предоставивших Косово лишь ограниченную независимость. Что же касается Сербии, то для нее впервые столь остро встал вопрос о пределах ее влияния на севере края, населенном почти исключительно сербами.
После начала 25 июля полицейской спецоперации на севере Косово и акций протеста с участием тысяч местных сербов, многие наблюдатели заговорили о самом серьезном кризисе в этой части Балкан за последние три года. Тот факт, что с первых часов противостояния ключевую роль в стабилизации обстановки и ведении переговоров взяло на себя командование международных сил KFOR (НАТО), для многих означало, что ситуация в сфере безопасности действительно грозила выйти из-под контроля.
Как выяснилось позднее, основные западные столицы были информированы о спецоперации незадолго до ее начала, но они отказались дать косовскому премьеру Хашиму Тачи "зеленый свет" на ее проведение. По информации приштинской газеты "Коха диторе", ссылающейся на источники в правительстве, EULEX расценила отправку спецподразделений на административную границу как незаконный шаг и призвала Тачи не делать этого. Вице-премьер Мимоза Кусари-Лила признала, что кабинет не голосовал по вопросу о проведении спецоперации: решение принимал лично Тачи совместно с несколькими министрами.
"Власти Приштины попытались явочным порядком обрести большую независимость и больший суверенитет, чем у них есть сейчас, попытались показать не только Белграду, но и Вашингтону и Брюсселю, что они сами могут принимать и осуществлять решения, касающиеся межгосударственных и межнациональных отношений. Это в принципе не могло понравиться ни Вашингтону, ни Брюсселю", - отметил в интервью ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН, кандидат исторических наук Сергей Романенко.
Между тем от самостоятельности, проявленной Тачи, в наибольшей степени может пострадать не самопровозглашенная республика, а Белград, претендующий на получение до конца года статуса официального кандидата в ЕС и в то же время не желающий утрачивать каких-либо рычагов на севере Косово.
Если еще 20 июля, после ареста последнего обвиняемого в военных преступлениях Горана Хаджича, о предоставлении Сербии кандидатского статуса говорилось почти как о свершившемся факте, то сегодня наблюдатели предпочитают острожные прогнозы. Ведь роль Белграда в нынешнем обострении на севере Косово тоже станет предметом оценки со стороны Еврокомиссии. И хотя многим понятно, что власти Сербии не заинтересованы в дестабилизации обстановки, некоторые последние события (сожжение КПП Ярине неустановленными экстремистами, пришедшими со стороны сербских районов, гибель косовского спецназовца и обстрелы сил KFOR на севере Косово) ослабили позиции Белграда.
Учитывая, что успешный диалог с косовскими албанцами является одним из главных требований Евросоюза к Белграду, сербским властям теперь придется потрудиться над возобновлением переговоров по техническим вопросам, начавшихся в марте и сорванных в июле.
"Вряд ли происходящее в северной части Косово дестабилизирует обстановку на Балканах. Но это серьезно осложнит реализацию нынешних усилий Сербии по получению статуса кандидата в ЕС. Поэтому весьма сильны стимулы к тому, чтобы сохранять спокойствие в нынешней ситуации", - говорит старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований (CEPS) в Брюсселе Майкл Эмерсон.
В свою очередь директор Carnegie Europe Ян Техау, отмечает, что "после решения проблемы военных преступлений вопрос Косово стал самым значительным камнем преткновения на пути Сербии в ЕС". По оценке эксперта, у косовских албанцев, тоже желающих присоединиться к Евросоюзу, может возникнуть соблазн использовать свои рычаги, чтобы сорвать сербские планы, если они посчитают, что это может им как-то помочь.
Техау пояснил , что конфликт между Белградом и Приштиной "содержит все элементы, имеющие отношение к процессу евроинтеграции: территориальный спор, вопрос дипломатического признания, проблему меньшинств, вопрос примирения".
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СЕВЕРА?
Попытка косовского правительства взять под контроль КПП Ярине и Брняк и провести в жизнь решение о запрете на ввоз товаров из Сербии не имела успеха, но в то же время пошатнула статус-кво на севере Косово, что на руку Приштине. Представители Сербии, командование KFOR и руководство косовских албанцев неделю назад начали переговоры об обеспечении контроля на административной границе и статусе КПП, но окончательное решение о том, кто именно будет работать на пропускных пунктах, и как они будут функционировать, пока не принято. Это свидетельствует о том, что вернуть ситуацию на границе к положению, сохранявшемуся до 25 июля, Белграду не удается. Между тем, проблема контроля на административной линии напрямую связана с обособленным положением северных районов Косово, которое не устраивает не только Приштину, но и ее западных партнеров.
Хашим Тачи не скрывает, что операция полицейских спецподразделений была направлена не только на "обеспечение взаимности в торговом режиме с Сербией", которая отказалась признать косовские таможенные печати, но и на расширение власти Приштины на всю территорию самопровозглашенного государства. Тачи в последние дни неоднократно повторял, что "пути назад нет" и что операция по установлению контроля над севером будет продолжена.
"Изменение ситуации на месте уже не остановить", - заявил накануне Тачи, добавив, что косовские власти не позволят, чтобы преступность и незаконная торговля продолжали процветать на севере.
Северные районы Косово, примыкающие непосредственно к Сербии, до сих пор находились вне всякого контроля Приштины. Сербское население и местные политические лидеры последовательно бойкотировали косовские органы власти, не участвовали в проводимых ими выборах, отказывались от взаимодействия с Международным гражданским офисом (ICO), сформированным странами, признавшими Косово, и пр. На севере действуют органы власти, избранные в соответствии с законодательством Сербии и поддерживаемые Белградом. Осенью сербские власти планируют провести здесь перепись населения, а позднее - очередные парламентские и президентские выборы. Приштина и страны, признавшие Косово, считают все эти действия "незаконными".
Косовское правительство при содействии ICO еще в прошлом году разработало специальную стратегию в отношении северных районов, рассчитывая интегрировать их при помощи политических и экономических рычагов. Эта стратегия состояла из четырех основных элементов: укрепление законности на всей территории Косово, децентрализация и формирование нового муниципалитета Северная Митровица, решение вопроса о муниципальных властях в трех северных муниципалитетах Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток и улучшение социально-экономической ситуации в этой части Косово.
Не располагая согласием Сербии и косовских сербов, реализовать такую стратегию в полной мере до сих пор не представлялось возможным. Интересно, что выступая перед представителями ICO буквально за две недели до полицейской спецоперации Тачи завил: "Мы считаем, что сейчас наилучший момент для решительных действий на севере Косово. ЕС никогда не имел большее влияние на Сербию, чем сейчас, присутствие KFOR на севере способно обеспечить безопасную и устойчивую среду, а косовские учреждения готовы к восстановлению верховенства закона в этом районе".
Иными словами, о решительности Тачи Западу было известно давно. Но какую роль в решении "проблемы севера" на данном этапе готовы сыграть сами США и ЕС?
Как отмечает Майкл Эмерсон, "США и европейские страны будут предпринимать активные дипломатически шаги с целью решения вопроса Северного Косово. Однако никто не имеет ясного представления, как именно это сделать". Эксперт уверен, что "грубой военной акции по установлению контроля Приштины (над севером) не произойдет".
По мнению Техау, "ни европейские страны, ни США не заинтересованы в том, чтобы становиться стороной в еще одном территориально-этническом конфликте на Балканах". Их интерес как раз в сохранении стаус-кво. Изменение такой политики привело бы к резкой эскалации ситуации, свело бы на нет многолетние усилия и значительно увеличило бы вероятность разрастания конфликта, отмечает эксперт.
По оценке исполнительного директора Центра Национальных интересов (Center for the National Interest) в Вашингтоне Пола Сондерса, "США, скорее всего, предпочтут переложить на европейские столицы решение любых новых проблем на Балканах".
"Американцы перестали обращать внимание на Косово", - говорит в беседе с Сондерс, напоминая, что Соединенные Штаты в последнее время сосредоточены, главным образом, на внутренней политике из-за дебатов о дефиците бюджета. На международном уровне Америка принимает участие в трех войнах - в Ливии, Афганистане и Ираке. Учитывая все это, урегулирование косовского вопроса не может иметь для Вашингтона приоритетного значения, указывает эксперт.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ БЕЛГРАДОМ И ПРИШТИНОЙ НЕИЗБЕЖНО
По оценкам экспертов, после событий последней недели Белграду и Приштине будет намного сложнее вернуться за стол переговоров, поскольку доверие между сторонами подорвано. Между тем, на скорейшем возобновлении диалога настаивают как США, так и Евросоюз. В понедельник в регион прибыл посредник ЕС Роберт Купер. Его сигнал прост: диалог - единственный путь к урегулированию ситуации. Но прежде, чем вновь оказаться за столом переговоров Белград и Приштина пытаются обеспечить себе некоторые преимущества, переломив ситуацию на месте в свою сторону.
Судя по заявлениям представителей Белграда, там отдают себе отчет в том, что на будущих переговорах Сербия будет выступать с ослабленных позиций. Ведь на севере Косово имели место акты насилия и блокада дорог, что было воспринято Западом как угроза безопасности и свободе передвижения. В то же время власти Сербии считают диалог безальтернативным решением, и это подтвердил на днях президент Борис Тадич.
Очередной (шестой по счету) раунд переговоров по техническим вопросам между представителями Сербии и Косово должен был состояться 20 июля, но его пришлось отменить, поскольку стороны не смогли договориться по вопросам кадастра, таможенных печатей, дипломов об образовании, телекоммуникаций и эренгоснабжения. Торговое эмбарго и спецоперация косовской полиции, последовавшее за срывом диалога, хоть и осложнили ситуацию, не изменили повестки дня. Таким образом, в случае возобновления дискуссий, проблема таможенных печатей, ставшая формальным поводом для направления на границу полицейских спецподразделений, возникнет вновь.
"Вне зависимости от того, насколько эти переговоры будут сложными и обремененными проблемой торгового эмбарго, смертью албанского полицейского и событиями на границе, диалог имеет важное значение, особенно для сербов в Косово. Ведь именно они ощущают на себе реальные последствия обострения отношений между Белградом и Приштиной", - считает профессор Факультета политических наук Белградского университета Предраг Симич, которого цитирует газета "Политика".
Симич уверен, что Сербия не станет признавать косовскую печать с символами самопровозглашенного государства, поскольку это означало бы косвенное признание независимости Косово. При этом возникает вопрос: удастся ли найти некое дипломатическое решение, которое позволило бы устранить это препятствие на пути нормализации отношений.
Эксперт напоминает, что только через переговоры возможен прогресс на пути в ЕС.
По оценке Сергея Романенко, обострение и споры, которые мы наблюдаем сегодня, неизбежны в процессе формирования новых отношений между Белградом и Приштиной. "Это связано как с решениями, принятыми ранее, так и сопротивлением нормализации, которое будет сохраняться еще длительное время с обеих сторон", - отмечет эксперт, напоминая, что в долгосрочном плане у ЕС нет иного выбора, кроме интеграции всего региона Западных Балкан.