Ученые обсудят на Алтае вопросы, связанные с обнаружением нового вида древнего человека
4 июля 2011 года

Ведущие ученые, занимающиеся древней историей, в рамках открывающегося в понедельник на Алтае симпозиума обсудят вопросы, связанные с обнаружением археологами ранее неизвестного вида древнего человека, родственного неандертальцам, сообщил заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков.

О том, что в Сибири до того, как ее территорию заселили представители Homo sapiens, обитал прежде неизвестный вид людей, исследователи сообщили в журнале Nature 22 декабря (Шуньков - один из авторов публикации). Свои выводы ученые сделали на основании расшифровки полного генома, сохранившегося в двух образцах тканей древнего человека - фаланговой кости пальца руки и коренного зуба, которые ранее были найдены в Денисовой пещере. По данным ученых, новый вид людей является родственным неандертальцам и обитал около 50 тысяч лет назад.

По словам Шунькова, в понедельник в Солонешенском районе Алтайского края, где находится знаменитая Денисова пещера, начнется семидневный международный симпозиум. В нем примут участие около 40 ученых в области палеолитоведения, палеогенетики, палеоантропологии из России, Германии, Японии, Китая, США, Франции, Чехии, Хорватии.

Основной вопрос симпозиума - обнаружение "денисовского человека" (так археологи называют новый вид древнего человека).

"Это будет большая дискуссия. С этим открытием связан большой комплекс различных вопросов древнейшей истории", - сказал собеседник агентства.

По его словам, когда происходит крупное открытие, ведущие ученые всегда собираются на дискуссию.

"Кто-то, может быть, будет не согласен с какими-то моментами. Для этого и ведется дискуссия. Это нормальный научный процесс", - отметил Шуньков, уточнив, что международный симпозиум по данному вопросу проводится впервые.

Новосибирские ученые ждут, что предстоящая дискуссия будет способствовать тому, что обнаружение ранее неизвестного вида древнего человека будет признано мировым научным сообществом, сказал собеседник.

По данным авторов статьи в журнале Nature, новый вид древних людей является родственным неандертальцам. Согласно их предположению, он произошел из группы людей архаичного типа, покинувших Африку примерно 300-400 тысяч лет назад, которая затем разделилась, по крайней мере, на две части, одна из которых дала начало неандертальцам.

Ранее Шуньков заявил , что только у одного ныне живущего народа, жителей Меланезии, есть общие генетические черты (4-6%) с "денисовским человеком", тогда как у всех остальных современных людей, кроме африканцев, где-то от 1% до 4% генома неандертальцев.

Ученый отметил, что новый вид людей пока не получил официального названия.