Тела пассажиров "Булгарии" находят даже в отсеках для техпомещений
14 июля 2011 года
Пятые сутки после крушения теплохода "Булгария" принесли известия об увеличении числа жертв трагедии на Волге до 113 человек. Обследование судна выявляет все новые нарушения. Работы по подъему затонувшего судна обещают не начинать до обнаружения всех погибших.
В четверг стало известно, что ряд технических помещений в трюме "Булгарии" был переделан под каюты. Как предполагают в МЧС, в этом отсеке могут находиться еще несколько тел, помимо восьми уже извлеченных оттуда. В этой связи обследование отсека, который находится в носовой части судна, будет продолжен.
После трагедии власти субъектов РФ в спешном порядке проверяют состояние речного пассажирского транспорта, наличие лицензий на перевозку пассажиров, а также выделяют средства на компенсации пострадавшим и семьям погибших.
Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. На судне находились, по разным данным, от 192 до 209 человек. Спасены 79 человек.
Обстоятельства катастрофы выясняются. Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной, сообщил ранее начальник приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин. Следствие считает техническую неисправность главной версией ЧП.
ПОГИБШИХ БУДУТ ИСКАТЬ ДО КОНЦА
В четверг водолазы обследуют затонувшего нижнюю палубу и трюм затонувшего теплохода. К 15.00 мск удалось обнаружить 113 человек. По сообщению МЧС, для поиска пострадавших проводится воздушная разведка и ежечасное обследование 19 островов и береговой линии.
Всего в ликвидации последствий крушения "Булгарии" участвуют более 1,2 тысячи человек и 188 единиц техники.
В четверг министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что водолазы будут работать на "Булгарии" до тех пор, пока не убедятся, что на судне больше нет жертв.
"Мы, по возможности, не хотим параллельно проводить две операции (поднятие тел и поднятие судна). Сейчас нам нужно максимально быстро достать все тела", - сказал Левитин.
Кроме того, замглавы МЧС Александр Чуприян рассказал, что продолжается патрулирование акватории Куйбышевского затона по обоим берегам Волги.
СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Тела погибших на "Булгарии" доставляются для опознания в республиканское (Татарстан) бюро судебно-медицинской экспертизы. После этого родственникам выдаются тела. В рамках возбужденного уголовного дела проводится обязательное вскрытие тел.
Ранее в четверг мать ребенка, погибшего при катастрофе, пожаловалась в блоге, что вопреки ее желанию тело сына было вскрыто судмедэкспертами по постановлению следствия. Женщина утверждала, что сначала ей якобы пообещали по ее заявлению этого не делать, однако затем следователь от своих слов отказался.
"Уголовное дело по факту крушения "Булгарии" возбуждено, и в рамках его расследования назначен ряд экспертиз, которые предусматривают в том числе и вскрытие тел погибших", - сообщил источник в Генпрокуратуре РФ
По его словам, "эта процедура никак не ущемляет права родственников, поскольку предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом России".
ОПЕРАЦИЯ ПО ПОДЪЕМУ
В ночь на четверг из Петербурга в Татарстан доставили специальные стропы, которые применяются для работ по подъему затонувших судов. Как заявил в четверг первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, разработан уникальный проект по поднятию судна.
Концепция подъема затонувшего теплохода подготовлена 40-м НИИ Минобороны, который занимался подъемом подводной лодки "Курск". Водолазы института уже приступили к обследованию судна, вскоре планируют провести необходимую разметку.
Начало операции по подъему теплохода ранее было запланировано на 17.00 мск 16 июля. К этому времени в Куйбышевский затон должны прибыть два специальных крана.
Министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что решение о точном времени начала операции по подъему будет принято в четверг вечером.
"Мы сегодня провели заседание комиссии, совершили объезд объектов. Будем встречаться с родственниками погибших. Вечером будет заслушан вопрос о начале операции", - сказал Левитин.
По его словам, подготовительные работы уже ведутся, однако "точка начала будет определена, когда водолазы выполнят свой объем работ".
ТЕПЛОХОД ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ СПИСАН
Создатели "Булгарии" утверждают, что судно должны были списать еще в 1975 году. Срок эксплуатации дизель-электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, сообщила в четверг газета "Известия" со ссылкой на создателей судна - инженеров судовых верфей в Комарно (Словакия). Таким образом, теплоход должны были списать еще в 1975 году.
По словам инженеров, более длительная эксплуатация теплохода возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.
Инженеры высказали свои версии причин крушения судна.
Так, заместитель руководителя Государственного управления судоходства республики Бедржих Бек считает, что одной из причин аварии судов этого типа могла быть ветхая обшивка - следствие продолжительного отсутствия ремонта.
По мнению инженера Зденека Йедлички, "Булгария" могла затонуть только при условии стремительного наполнения водой. Иллюминаторы нижней палубы, через которые, по одной из версий, вода попала внутрь, должны были быть закрыты. "Для соблюдения этого требования они обычно даже запираются на специальный замок, чтобы туристы не могли просто взять и проветрить свою каюту. Возможно, экипаж теплохода нарушил технику безопасности и позволил отпереть окна. При резком повороте это могло потопить корабль", - считает инженер.
При этом он подчеркнул, что при отключении электричества, что и произошло на борту после проникновения воды, послать сигнал бедствия возможно. "На каждом судне для этого есть специальное оборудование, работающее автономно. Судя по всему, на борту "Булгарии" оно отсутствовало", - сказал инженер.
ПРОВЕРКИ РЕЧНЫХ СУДОВ И ДОКУМЕНТОВ
В связи с происшествием президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник потребовал провести тотальную проверку всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров.
Подобные проверки уже начались во многих субъектах РФ. В четверг о внеплановых проверках всех речных судов сообщила Волгоградская область, а власти Башкирии решили проверить техническое состояние не только речных судов, но и всего муниципального транспорта.
По данным обладминистрации, проверяется техническое состояние судов, наличие спасательных средств - специальных плотов и жилетов.
Проверить состояние речных судов в связи с трагедией в России решили и власти Украины. Министерство инфраструктуры Украины проводит внеочередные проверки судов, находящихся в эксплуатации более 25 лет. Проверки начались во вторник, 12 июля, и продлятся до 22 июля.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александр Давыденко направил руководителям государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, ФГУП "Канал имени Москвы", ФГУ "Речная администрация Московского бассейна" письмо о необходимости проведения внеочередной сверки наличия у владельцев пассажирских судов договоров на навигационное обслуживание и лицензий на перевозку пассажиров.
"В случае отсутствия лицензии должны быть приняты меры к недопущению плавания таких судов", - говорится в сообщении Минтранса РФ.
Наличие лицензии в дальнейшем должно быть условием заключения договоров на навигационное обслуживание. Мероприятия должны быть проведены до 15 июля.
ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ И СИРОТЫ
Власти Челябинской области и Республики Марий Эл направят по 300 тысяч рублей из бюджета регионов родственникам погибших при крушении теплохода "Булгария".
"Главы субъектов федерации, жители которых есть в числе погибших (Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Самарская область и другие), решили согласовать свои действия в части финансовых выплат родственникам. Сумма будет одинаковой от каждого региона", - говорится в сообщении пресс-службы губернатора Челябинской области Михаила Юревича. В катастрофе на Волге погибли двое жителей Челябинска. Также на теплоходе было десять жителей Марий Эл, из которых спастись удалось только троим, погибли семь человек, в том числе двое детей.
Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что выплаты семьям погибших из федерального бюджета составят по 1 миллиону рублей.
Кроме того, в результате трагедии, десять детей стали сиротами, и на них оформляются документы по опеке и попечительству, сообщила в четверг журналистам уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина.
"Один спасенный ребенок потерял обоих родителей, двое потеряли единственного родителя - маму", - сказала Удачина.
По ее данным, из-за катастрофы также потеряли родителей семеро детей, не находившихся на теплоходе, на них тоже оформляются документы по опеке.
Он добавила, что практически все погибшие дети - из Татарстана, двое близнецов - из Самары.
В свою очередь уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов поручил омбудсмену Татарстана разобраться, как фотографии погибших детей попали в прессу, а также обратиться к прокурору республики с просьбой провести проверку.
В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ
Небольшая мечеть и часовня будут построены на берегу Куйбышевского водохранилища, напротив места крушения теплохода "Булгария".
Президент Татарстана Рустам Минниханов в республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы встретился с родственниками погибших и без вести пропавших при катастрофе.
Как сообщил глава республики, он только что вернулся с места чрезвычайного происшествия.
"Работы не затихают, продолжаются, силы не уменьшились. В поисковой работе принимают участие 500 человек, несколько раз осмотрены все доступные помещения теплохода", - цитирует пресс-служба президента.