Контролеры в Москве ловят "зайцев", но пока не знают, что с ними делать
1 июля 2011 года

Штрафы для безбилетников в Москве повысили и уже опробовали новую систему их сбора с нерадивых пассажиров. Однако первый рейд 1 июля показал, что ее еще предстоит как следует отработать: нововведения застали врасплох и нарушителей, и самих контролеров, передает корреспондент .

Мосгордума в начале июня приняла законопроект о повышении штрафа за безбилетный проезд в метро и наземном общественном транспорте в 10 раз - теперь тому, кто решится проехать "зайцем", придется заплатить тысячу рублей. Сбором штрафов будет заниматься специально созданное государственное казенное учреждение (ГКУ) "Организатор перевозок".

У КАЖДОГО СВОЯ ФУНКЦИЯ

В пятницу в утренний час пик на севере Москвы в районе станции метро "Водный стадион" собрались сотрудники полиции, контролеры ГУП "Мосгортранс" и сотрудники ГКУ "Организатор перевозок", которые занимаются составлением протоколов об административной ответственности и выписыванием штрафов в размере 1 тысячи рублей.

Сотрудники правоохранительных органов участвуют в рейде на тот случай, если безбилетный пассажир отказывается предъявлять документы, удостоверяющие личность - тогда его могут отвести в отделение.

Обязанности контролеров "Мосгортранс" остались прежними: они проверяют у пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев наличие проездного билета или социальной карты и продают билет безбилетному пассажиру по установленному тарифу, помимо штрафа.

Контролеры "Мосгортранс" никогда не были уполномочены выписывать безбилетным пассажирам штрафы. В случае безбилетного проезда контролер был обязан попросить нарушителя купить билет по действующему тарифу или выйти на следующей остановке. Если пассажир отказывался, то контролер мог вызвать сотрудников милиции, которые дальше действовали в рамках своих полномочий.

КОНТРОЛЕРЫ ЗАМЕШКАЛИСЬ

В пятничном рейде участвовали десять бригад. Контролер Ирина из первой бригады, которую сопровождали журналисты, волновалась. "Надеюсь, что пассажиры не удивятся новым правилам", - пояснила она.

Ирина обнаружила в троллейбусе всего одного безбилетного пассажира. Молодой мужчина, в свою очередь, спокойно оплатил свой проезд - 28 рублей, но так и не получил квитанцию о нарушении, по которой потом должен был оплатить штраф: сотрудник "Организатора перевозок" и контролер замешкались. На следующей остановке так и не оштрафованный пассажир вышел. По словам сотрудника "Организатора перевозок", "ошибка произошла из-за несогласованности действий".

Вторая бригада отработала удачнее. Они выявили сразу двоих нарушителей: студента столичного института гражданской авиации и мужчину средних лет, работающего в страховой компании. Специалист "Организатора перевозок" Алексей кропотливо и внимательно составлял протокол об административной ответственности и выписывал штраф на тысячу рублей.

"Можно быстрее писать, я на экзамен опаздываю", - выразил недовольство студент, но на вопрос, по какому предмету экзамен, не ответил.

Сотрудник "Организатора перевозок" потратил около 15 минут на оформление необходимых документов. Студент, в свою очередь, должен будет оплатить штраф в любом отделении Сбербанка в течение месяца.

"Придется, конечно, оплатить, но это время я потратил абсолютно зря", - сказал молодой человек.

После этого сотрудник ГКУ "Организатор перевозок" приступил к составлению протокола об административной ответственности для второго нарушителя.

"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь", - процитировал басню Ивана Крылова безбилетный пассажир.

Алексей, в свою очередь, извинился и объяснил, что сегодня проходит первый рейд, и к новой форме работы нужно привыкнуть.

Заместитель руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Сергей Мосейков рассказал журналистам, что в настоящее время в бригадах по выявлению безбилетников работает около 100 человек, а в ближайшее время их число увеличится до 300.

Между тем, в Москве около 900 маршрутов, рабочий день бригады начинается в 8.00 и заканчивается около 18.00. По информации ГУП "Мосгортранс", ежедневно от 20% до 30% пассажиров, пользующихся наземным общественным транспортом в Москве, ездят "зайцами".