Европейские эксперты обсудят роль и перспективы Афона
8 июля 2011 года

Опасность превращения Афона в открытую туристическую зону, роль и перспективы святогорских монастырей в европейской цивилизации обсудят религиозные и светские эксперты, политики и общественные деятели из разных стран Европы в ходе двухдневного форума, который откроется в пятницу в Зальцбурге.

Конференция "Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию" проводится в Австрии по инициативе Мирового общественного форума (МОФ) "Диалог цивилизаций" с целью "спасти Афон силами самих европейцев".

В работе примут участие президент-основатель МОФ "Диалог цивилизаций" Владимир Якунин, бывший генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, представители общества "Друзей Афона" (Оксфорд), Института православных христианских исследований (Кембридж), Центра восточной православной теологии (Амстердам), кафедры православной теологии при Мюнхенском университете, священнослужители, историки, философы и богословы из других европейских центров.

В рамках форума пройдут круглые столы: "Статус Святой горы Афон в Европейском союзе", "Наследие исихазма и современный религиозный дискурс", "Перспективы общественных инициатив в поддержку Афона и духовных оснований европейской традиции".

НЕТ "МАКДОНАЛИЗАЦИИ"

"Двадцать афонских монастырей представляют собой особую административную единицу, находящуюся под суверенитетом Греческой республики... В Европейском союзе сегодня слышны голоса, выступающие за то, чтобы превратить Афон в туристическую зону, открыв его для свободного посещения всех желающих", - сообщил представитель МОФ.

По мнению организаторов форума, это будет еще одним шагом к тому, что известный американский социолог Джордж Ритцер назвал "макдонализацией общества". Приведение к универсальным стандартам позволяет сделать мир более предсказуемым и контролируемым, но лишает его "многообразия в единстве", которое характеризует жизнеспособную, динамично развивающуюся культуру.

"Сегодня, когда последствия мирового кризиса понуждают делить государства Европы на экономически благополучные и находящиеся на грани дефолта, очень важно вспомнить о том, что Европа - это не только единое экономическое пространство, но и пространство общих ценностей. Современная Европа складывается из многообразия культурных, политических, религиозных и языковых традиций", - уверены в "Диалоге цивилизаций".

ВОСТОК И ЗАПАД В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ

Инициаторы конференции отнесли Афон к "полюсам духовного напряжения" континента. На примере опыта и традиций Святой горы участники форума обсудят судьбу и значение восточного и западного христианства в современной Европе. Особое внимание уделят "взаимоотношению духовной и интеллектуальной жизни в православии", "общему европейскому тренду "к духовности", который обозначен восстанавливаемыми и создаваемыми "институтами религиозной жизни".

"Молитва, иконографический образ, имя, опыт безмолвия - эти и другие философские и теологические грани "души Европы" станут предметом оживленных дискуссий на пленарных заседаниях и круглых столах конференции. Восток и Запад как два культурных полюса, два типа культуры, присутствуют в самой Европе, создавая мощное поле европейской культуры", - отмечают организаторы форума.

Согласно его концепции, исихия (безмолвие) и логос (слово), молчание Востока и рациональный дискурс Запада - представляют собой "символические реальности, описывающие два типа европейской духовности".

РУССКОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Святая гора будет рассматриваться на предстоящей конференции и как "духовная родина для русской культуры". Так, на Афоне принял монашеский постриг один из первых русских святых - преподобный Антоний Печерский. Из афонской обители Ватопед прибыл в Московию при Василии III для перевода греческих книг ученый монах Михаил Триволис - преподобный Максим Грек, ставший выдающимся духовным писателем и философом и претерпевший гонения во времена Ивана Грозного.

С Афоном связаны судьбы писателей Андрея Муравьева, Константина Леонтьева, Бориса Зайцева, творчество ученых и подвижников архиепископа Василия (Кривошеина) и архимандрита Софрония (Сахарова), священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова, Алексея Лосева.

Вторая половина ХХ века отмечена возрождением русского присутствия в Пантелеимоновом монастыре на Афоне.