Ереван заявил о необходимости прямого участия Степанакерта в переговорах по Карабаху
14 июля 2011 года
Без прямого участия Степанакерта в переговорном процессе невозможно подписание соглашения и разрешение нагорно-карабахского конфликта, заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выступая в Международном институте стратегических исследований в Лондоне, сообщила в четверг пресс-служба армянского внешнеполитического ведомства.
Налбандян 13-15 июля находится с визитом в Великобритании и Ирландии.
"Без прямого участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе невозможно подписание соглашения и разрешение конфликта. А без одобрения основных принципов Нагорным Карабахом невозможно приступить к разработке мирного соглашения", - сказал Налбандян, добавив, что именно поэтому в довильском заявлении страны-сопредседатели МГ ОБСЕ обратились ко всем сторонам конфликта.
В заявлении, принятом 26 мая в Довиле главами стран-сопредседателей МГ ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту - президентами РФ, США и Франции отмечается, что повторное применение силы в зоне карабахского конфликта будет осуждено международным сообществом. В документе также содержится призыв к президентам Армении и Азербайджана продемонстрировать политическую волю и завершить работу над основными принципами в ходе их предстоящего саммита в июне 2011 года.
Глава МИД Армении отметил, что в довильском заявлении также важно положение о том, что сохранение статус-кво неприемлемо.
"Для достижения цели необходимо полностью реализовать те три принципа и шесть элементов, о которых говорят руководители стран-сопредседателей в своих заявлениях. Напомню, что там есть очень важный элемент, который азербайджанская сторона пытается предать забвению или оттеснить на второй план. Это право народа Нагорного Карабаха определить окончательный статус Нагорного Карабаха посредством имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления", - сказал он.
Налбандян обратился также к воинственным заявлениям Азербайджана, напомнив, что в довильском заявлении сказано о необходимости готовить народы к миру, а не к войне.
По его словам, с момента представления сторонам Мадридского документа Азербайджан не дал согласия ни на один из предложенных рабочих вариантов по урегулированию карабахского конфликта.
"С ноября 2007 года по июнь 2011 года был представлен целый ряд рабочих вариантов. Ни на один из них, начиная с первого и кончая последним, Азербайджан не дал согласия. Максимум - заявлялось, что может быть принят тот или иной вариант - и то с определенными оговорками. Либо принимаешь, либо нет. Если говорится "с определенными оговорками", значит, не принимаешь", - сказал Налбандян.
"Армения дала однозначный ответ на варианты, предложенные в июне, октябре, декабре 2010 года. Азербайджан каждый раз предлагал множество новых изменений: как минимум десять поправок в марте 2011 года в Сочи, когда обсуждался вариант, предложенный в декабре 2010 года, и еще десять изменений на последней июньской встрече в Казани. Они подчеркивают, что вариант от декабря 2009 года был предложен тремя сопредседателями, и ссылаются на то, будто бы все другие предложения были представлены только одним сопредседателем. Такой намек делается не впервые. Трудно найти слова, которые охарактеризовали бы то, как это называется. Можно напомнить, что сопредседатели, точно так же, как главы стран-сопредседателей, заявляли и заявляют о своей полной поддержке усилий руководства Российской Федерации", - сказал Налбандян.
В Казани 24 июня по инициативе и при участии президента РФ состоялись переговоры по Карабаху президентов Армении и Азербайджана. Инициативу проведения встречи в Казани поддержали президенты США и Франции Барак Обама и Николя Саркози. Саммит завершился без достижения договоренностей об основных принципах урегулирования в Нагорном Карабахе, хотя стороны и констатировали прогресс на пути к этой цели. Казанский саммит стал девятой трехсторонней встречей на высшем уровне с 2008 года и второй в текущем году.
Налбандян также обвинил Баку в том, что тот читает Хельсинский заключительный акт выборочно, пропуская неугодные строчки.
"Хорошо, что в Баку обратили внимание на ссылку на Хельсинский заключительный акт в довильском заявлении, согласно которому право на самоопределение и принцип территориальной целостности не противоречат друг другу. Безусловно, именно по этой причине после принятия заключительного акта образовались 30 новых государств, и, в основном, именно благодаря реализации права на самоопределение. Баку вводит в заблуждение общественное мнение своей страны, утверждая, что якобы в Хельсинском заключительном акте говорится о решении конфликтов в рамках территориальной целостности стран. Такого в этом акте просто нет. А тем, что читает в акте только понравившиеся им строчки, а остальные пропускает, я бы пожелал напомнить, что в заключительном акте сказано, что в случае разночтений в международном праве превалирующим является Устав ООН", - сказал Налбандян.
Основные принципы разрешения нагорно-карабахского конфликта, известные как "мадридские", были представлены Армении и Азербайджану министрами иностранных дел Франции и России и помощником госсекретаря США в ноябре 2007 года. В прошлом году посредники передали армянской и азербайджанской сторонам их обновленный вариант.
Мадридские принципы включают, в частности, возвращение Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.
Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.