Авиньонский театральный фестиваль
6 июля 2011 года

Авиньонский театральный фестиваль открывается в среду.

Ниже приводится справочная информация.

Один из самых старых и знаменитых театральных форумов мира - Авиньонский фестиваль был основан выдающимся французским актером и режиссером, основателем Марсельского Национального народного театра (Theatre National Populaire (TNP) Жаном Виларом (Jean Vilar). Фестиваль проходит ежегодно в июле в средневековом прованском Авиньоне, где спектакли проходят под открытым небом на городских площадях, а главным зрительным залом форума традиционно служит дворик Папского дворца.

Свою историю фестиваль ведет с лета 1947 года, когда в Парадном дворе Папского дворца солдаты расквартированного в городе инженерного батальона соорудили первый театральный помост. Жан Вилар, чтобы привлечь в театр рядового зрителя, переместил свой Национальный народный театр из столицы в Прованс. Первое время в театре на открытом воздухе выступала одна-единственная руководимая им труппа TNP.

В 1960-е годы Вилар стал приглашать сюда новых состоявшихся режиссеров Франции и до конца 1960-х годов Авиньон был внутригосударственным фестивалем, презентующим французские драматические спектакли.

К концу 1960-х годов в Папский дворец были допущены первые балетные спектакли: Вилар пригласил в Авиньон Мориса Бежара. Позже Авиньон увидел Майю Плисецкую, Национальный балет Кубы, "Танцтеатр" Пины Бауш и труппу Мерса Каннингема.

В 1971 году Жан Вилар ушел со сцены и из жизни.

Фестиваль в Авиньоне из национального стал интернациональным.

В середине 1990-х годов наметилась тенденция к взаимопроникновению культур, и в Авиньоне стали проводится специальные сезоны. В 1996 году директор фестиваля Бернар Фэвр Д'Арсье включил в него программу Йоханнесбургского театра (ЮАР). В 1997 году фестиваль прошел под знаком русского театра. Спектакли "Мастерской Петра Фоменко", Анатолия Васильева, Валерия Фокина и Камы Гинкаса составили треть его программы.

Затем в истории фестиваля появились азиатская и латиноамериканская страницы.

Программа 2000 года "Теорема" посвящалась театру Восточной Европы. В этот год с аншлагами прошли выступления Московского театра на Таганке, показавшего "Марат/Сад" в постановке Юрия Любимова.

В 2003 году впервые за свою историю фестиваль был отменен из-за забастовки театральных технических работников и актеров. Ее участники требовали, чтобы правительство отказалось от реформирования системы оплаты трудящихся, работающих по временным контрактам.

С 1969 года Авиньонский фестиваль имеет две программы: "ON" ("внутреннюю", которая выбирается дирекцией фестиваля) и "OFF" ("внешнюю", организованную по инициативе театральных коллективов, вне официальной программы фестиваля).

В рамках основной программы фестиваль стремится представить последние мировые достижения в области исполнительских искусств. Каждый год в фестивале принимают участие около сорока спектаклей, а место проведения фестиваля не ограничивается Авиньоном и его окрестностями.

Основная программа Авиньона собирает театральный бомонд. Здесь представляют зарубежные постановки и международные проекты, осуществленные в копродукции с фестивалем, а также парижские спектакли, которые выйдут в столице только осенью.

OFF - программа, отвечающая потребностям в творческом выражении многочисленных французских и иностранных театральных коллективов, абсолютно независима в своей организации от Авиньонского фестиваля. Она не предполагает художественного отбора и руководства, в отличие от основной, где ассоциированный художественный руководитель фестиваля составляет театральную карту мира и на основе своего опыта, своих идей определяет в целом программу фестиваля.

В составленной таким образом программе участвуют около 20 театральных трупп. Многие из спектаклей, представленные на фестивале, являются премьерами.

Особенностью Авиньонского фестиваля является то, что на нем не присуждаются ни премии, ни звания.

Фестиваль включает не только спектакли: проводятся лекции, семинары, мастер-классы.

В 2003 году директор Авиньонского фестиваля Венсан Бодрийе ввел институт так называемых Artistes associes - приглашенных соруководителей, вместе с которыми он составлял программу. Трое предыдущих были иностранцами - немец Томас Остермайер, бельгиец Ян Фабр и венгр по происхождению Жозеф Надж, затем Фредерик Фисбах, который решил вернуть фестиваль к традиционной опоре французского театра, а также обратиться к истории не только фестиваля, но и страны.

В 2008 году Artistes associes был итальянец Ромео Кастелуччи, в 2009 году - канадец Важди Муавад, в 2010 году Artistes associes фестиваля были знаменитый швейцарский режиссер Кристоф Марталлер и французский писатель, поэт и драматург Оливье Кадьо.