"Роснано" сможет через год оценить успех программы стимулирования спроса на нанопродукцию
10 июня 2011 года
Эффективность образовательной программы "Роснано" и бизнес-школы "Сколково" по стимулированию развития в России рынков нанотехнологической продукции можно будет оценить через год, считает директор департамента программ стимулирования спроса ОАО "Роснано" Александр Морозов.
В московской школе управления "Сколково" в пятницу завершился первый, проходивший в течение недели этап (модуль) образовательной программы "Стимулирование спроса на нанотехнологическую продукцию". Программа была разработана бизнес-школой совместно с фондом инфраструктурных и образовательных программ для проектных компаний "Роснано".
ИНСТРУМЕНТЫ СОЗДАНИЯ НАНОРЫНКОВ
Говоря о необходимости создания этой программы, Морозов в беседе с отметил, что в России пока еще нет рынков продукции, созданной с применением нанотехнологий, в то время как тема нанотехнологий стала очень популярной в российском обществе.
"Есть большой разрыв между заголовками статей в прессе и реальными действиями в области оборота этих товаров или услуг", - подчеркнул Морозов.
"Мы долго говорили о том, сколько денег "Роснано" вкладывает в те или иные проекты. В этом году впервые речь будет идти о том, какое количество реально работающих предприятий мы запускаем", - сказал он, добавив, что в нынешнем году "будут десятки предприятий, которые начинают производить нанотехнологическую продукцию".
По словам директора департамента, для того, чтобы создать новые рынки для будущей продукции этих предприятий, существуют специальные инструменты, которыми предприятия должны научиться пользоваться.
"Это, в частности, техническое регулирование, сертификация, стандартизация, технологические платформы, программы инновационного развития госкорпораций и госкомпаний, программа создания инфраструктуры российской наноиндустрии", - сказал Морозов.
По его словам, при грамотном применении этих инструментов в рамках традиционных рынков в России можно создать и рынки нанотехнологической продукции. Морозов пояснил, что новая программа "Роснано" и школы "Сколково" поможет освоить эти инструменты.
"В рамках первого образовательного модуля программы свыше 30 представителей предприятий российской наноиндустрии - как из числа проектных компаний "Роснано", так и независимых производителей нанопродукции - имели возможность общаться с российскими экспертами топ-уровня по каждому из инструментов стимулирования спроса", - отметил представитель "Роснано".
Он пояснил, что в рамках модуля выступали эксперты, которые или участвовали в создании механизмов стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию, или успешно их применяют.
В пример Морозов привел выступления советника генерального директора госкорпорации Росатом Дениса Ковалевича, главы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Элькина, председателя совета директоров "Лаборатории Касперского" Натальи Касперской.
КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Морозов отметил, что каждое из предприятий, участвующих в программе, должно будет по ее итогам подготовить стратегический план стимулирования спроса на свою продукцию и выхода на российские и зарубежные рынки. Директор департамента пояснил, что в этом плане будут мероприятия, которые должны реализовать как сами нанотехнологические компании, так и "Роснано", а также ряд органов государственной власти - например, в плане изменения нормативной базы, регулирующей производство и применение инновационной продукции.
"Как результат, через год будет понимание того, каким образом удалось создать новые рынки - отраслевые, региональные, экспортные, и каким образом на уже существующих рынках предприятиям удалось увеличить свое присутствие путем увеличения объемов продаж", - отметил Морозов.
"Увеличение объемов продаж станет ключевым показателем эффективности этой программы", - подчеркнул он.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПЛОЩАДКА
Морозов отметил, что созданная с участием "Роснано" образовательная площадка в школе "Сколково" станет постоянно действующей.
"Высокий уровень бизнес-школы "Сколково" позволяет привлекать экспертов того уровня, который нам нужен", - пояснил Морозов выбор партнера "Роснано" по организации программы.
По его словам, благодаря новой программе в рамках работы школы "Сколково" можно сформировать отдельное образовательное направление по созданию российских рынков инновационной продукции.
"Речь идет о программе стимулирования спроса на инновационную, в том числе, нанотехнологическую продукцию", - сказал директор департамента. Фактически "Роснано", как институт развития, выступает катализатором создания не просто образовательного модуля, но и коммуникационной площадки для инновационных компаний России, отметил Морозов.
Второй модуль "Решения для бизнеса" пройдет в июле, сообщил директор департамента. В нем примут участие те же слушатели, что и в первом модуле. Они совершат бизнес-командировки в страны Западной Европы для того, чтобы на деле увидеть работу механизмов стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию на примере успешных европейских инновационных компаний. Кроме того, участники модуля получат информацию о новых тенденциях в области регулирования высокотехнологичных рынков Европы, а также смогут установить прямые контакты с представителями европейского бизнеса в сфере хайтека.
Московская школа управления "Сколково" - совместный проект представителей российского и международного бизнеса, объединивших усилия для создания бизнес-школы нового поколения. Проект реализуется по принципу частно-государственного партнерства в рамках приоритетного нацпроекта "Образование". Проект финансируется на средства частных инвесторов и не использует средства госбюджета.
ОАО "Роснано" создано в марте 2011 года путем реорганизации российской государственной корпорации нанотехнологий. В собственности государства находятся 100% акций "Роснано".