Лукашенко вряд ли опустит "железный занавес" на границах Белоруссии - эксперты
17 июня 2011 года
Президент Белоруссии может пойти на некие меры по ужесточению пограничного контроля, но опустить "железный занавес" вряд ли рискнет - такое мнение выразили российские эксперты, комментируя заявление Александра Лукашенко о возможности закрытия границ.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на пресс-конференции в Минске заявил, что готов закрыть границы страны в случае экономической катастрофы.
"Если вообще будет катастрофа (в экономике), мы вообще закроем границы и будем покупать по импорту только то, что нам надо", - сказал он.
При этом Лукашенко высказал уверенность, что до экономической катастрофы дело в Белоруссии не дойдет. "Несколько месяцев, и мы выйдем из этой ситуации",- сказал он.
"Я не думаю, что практически возможно закрыть все границы и создать, так сказать, "железный занавес". Не думаю также, что Лукашенко этого хочет", - сказал генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
При этом политолог не исключил, что белорусский лидер, возможно, имел в виду введение на российско-белорусской границе такого же режима, который действует на границе России и Казахстана.
"Российско-казахстанскую границу можно пересечь, только зарегистрировавшись, отметив свое пребывание. Есть и ограничение по сроку пребывания и так далее", - напомнил он.
Эксперт выразил мнение, что такое жесткое заявление Лукашенко может быть отчасти реакцией на участие российских граждан в недавних событиях в период президентской кампании. "Надо учитывать и ту негативную реакцию, которую не скрывают белорусские власти по поводу работы российских СМИ", - отметил он.
Закрытие границ, по словам Михеева, может предполагать также более жесткий таможенный контроль за вывозом денег, товаров с территории страны, и такие шаги наиболее вероятны.
В последние месяцы из-за трудностей в экономике в Белоруссии резко выросли цены, власти девальвировали курс национальной валюты. Население скупает товары и валюту.
Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов считает, что белорусскому лидеру "свойственны импульсивные заявления, которые в большей степени носят характер некоего месседжа, обращенного к партнерам по разным интеграционным структурам и прежде всего к России, нежели реальное изложение некоей программы действий, которая у него есть на "черный день".
"Всерьез это заявление можно воспринимать только с одной позиции: сам президент понимает, что для белорусской экономики настали очень тяжелые дни, и быстрого выхода из сложившейся ситуации не видно, а значит, возможно пока только ухудшение ситуации, если Лукашенко не получит помощи в первую очередь от партнеров по Таможенному союзу, не считая самой России. И даже, если сказанное не блеф, то как будет выглядеть со стороны закрытие границ Таможенного союза, проходящих на западе по границам Белоруссии, запрет на вывоз товаров, транзитом проходящих через белорусскую территорию? Ответов нет. Так что, ни один сценарий, даже самый апокалиптический, мне кажется, не предусматривает возможности реализации этой угрозы со стороны белорусского президента", - сказал он.
По мнению Власова, если же подобное произойдет, то "это будет за гранью добра и зла".
Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, впрочем, полагает, что для Александра Лукашенко, "если его не устраивает что-то, любые соглашения, договоренности (в рамках СНГ, Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства) не имеют никакого значения".
"Лукашенко - политик интуитивного тактического плана, привыкший, несмотря на незначительные размеры Белоруссии, разговаривать в достаточно жесткой манере. Так что, ничего нового в его манере поведения нет", - сказал он.
Однако, по словам политолога, громкое заявление в Минске - скорее риторический прием. "Не уверен, что Лукашенко на это готов, но гипотетически я не удивлюсь, если они нечто подобное попытаются сделать. Но возникает вопрос чисто технической реализуемости плана по закрытию границ", - подчеркнул Минченко.