Худрук Российского молодежного театра отпразднует юбилей без речей и официоза
6 июня 2011 года
Народный артист РФ, художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин отметит в понедельник 70-летие в театре, который он возглавляет более 30 лет, без торжественных речей и излишнего пафоса.
Выпускник Государственного института театрального искусства, ученик выдающихся режиссеров Юрия Завадского и Ирины Анисимовой-Вульф, Бородин несколько лет проработал в Кировском ТЮЗе, с 1980 года и по сей день он возглавляет один из самых востребованных театров страны - РАМТ, причем именно он сделал его таковым. Любимый зрителями и высоко оцениваемый критикой, РАМТ ставит эксперименты в самых разных областях - отбирает необычный материал для своих постановок, привлекает талантливых режиссеров, изобретает новшества для привлечения публики.
Именно в Молодежном театре начали практиковать "ночные показы" - и это получилось, в театр пошли зрители, которым удобно именно это время и интересен соответствующий репертуар. В РАМТе отважились создать спектакль, который идет практически целый день - это уже ставший знаменитым, чрезвычайно популярный "Берег утопии" по пьесе Стоппарда в постановке Бородина. Именно худрук привлек в театр группу совсем молодых режиссеров - учеников известного мастера Сергея Женовача; он доверил им самостоятельные постановки и снова выиграл. Спектакли для детей, которые создала молодежь, пользуются огромной популярностью, и попасть на них непросто.
По словам Алексея Владимировича, он всегда отмечает день рождения с близкими людьми - раньше он праздновал его дома со своей семьей, а теперь, как правило, в театре, где собираются его родные, друзья и коллеги.
"Никаких речей и официоза - боже упаси, все мое существо восстает против этого, - сказал Бородин. - Я отмечаю дни рождения всегда только со своими, своей семьей, которая для меня всегда была и есть самым главным в жизни. Теперь моя семья - это и те, с кем я работаю в театре, моем втором доме".
Режиссер уверен, что и его родной РАМТ, и любой другой театр - это живой организм, который нуждается в избавлении от старого не меньше, чем в создании нового.
"Строить театр надо, развивая его, расшатывая старое и ненужное, пробуя новые формы, привлекая талантливых людей разных школ и направлений, возрастов и опыта. В театре должно быть интересно и тем, кто работает, и зрителям. А публика сразу чувствует, есть в этом театре настоящая жизнь, или она показная, выхолощенная. Надо стараться не разочаровывать зрителей, и если они пришли к нам и поверили, не дай бог их обмануть. Публика - вопрос вопросов для театра. Это абсолютно ясно", - пояснил Бородин.
Многие худруки ревниво относятся к пришлым "варягам", а некоторые просто не допускают чужаков на свою территорию. По словам Бородина, он не считает себя истиной в последней инстанции, поэтому у него в театре ставит и молодежь, и опытные мастера.
"У меня как у главного есть важная привилегия - я ставлю то, что хочу. А остальное отдаю в руки других режиссеров, которые мне интересны как личности и работы которых меня увлекают. Я думаю, что они увлекут и наших артистов, а значит, есть надежда, что наши постановки понравятся зрителям", - пояснил Алексей Владимирович.
Поэтому на трех сценах РАМТа - Большой, Малой и "Черной комнате" каждый сезон выпускается по десятку, а то и больше спектаклей, и каждый находит своих поклонников. Вот и сейчас, как сообщил Бородин, репетируется восемь пьес. Ставят молодые - среди них есть и ученики профессора Бородина, который уже несколько десятилетий преподает в ГИТИСе-РАТИ. Приглашены и опытные мастера. Адольф Шапиро будет ставить новую пьесу Стоппарда, которому понравилось сотрудничать с Молодежным театром, он уже приезжал на обсуждение новой постановки. Юрий Еремин начнет репетиции "Дон Кихота" в версии Шварца. Сам Алексей Владимирович начинает работу над редко ставящейся и незнакомой москвичам пьесой Юджина О'Нила "Траур к лицу Электре" - возможно, она будет называться "Участь Электры". Кстати, это первое обращение Бородина к драматургии О'Нила, среди многочисленных работ которого - спектакли по произведениям Гоголя, Чехова, Шекспира, Мюссе, Гюго, Розова, Шварца, Грина.
Бородин вообще очень серьезно относится к отбору материала для спектаклей.
"Литература - основа основ, - считает он. - А для меня, человека, который больше всего на свете любит читать, работать с настоящей драматургией или переводить прозу на язык сцены - огромное наслаждение. Литература - моя исходная точка, откуда рождается режиссерский замысел".