ИНТЕРВЬЮ - Сергей Безруков: для меня Пушкин - живой
6 июня 2011 года

Режиссер и актер Сергей Безруков представил предпремьерный показ киноспектакля "Александр Пушкин" в усадьбе Михайловское в Псковской области, в котором он выступил как режиссер и исполнил заглавную роль, в канун 212-летия со дня рождения поэта, которое отмечается в понедельник.

Безруков, неоднократной игравший Пушкина на сцене и в кино, отметил, что в наше время большинство людей воспринимает Пушкина как хрестоматийного персонажа из школьной программы, и мало кто читает его по собственному желанию - а это неправильно.

"Дело в том, что Пушкин для меня бесконечно живой. Я хотел, чтобы после спектакля люди плакали, чтобы смерть поэта стала личной потерей для каждого", - сказал Безруков .

Поэтому ему захотелось создать на экране не шаблонный образ "солнца русской поэзии", этакий бронзовый памятник, а Пушкина - живого человека.

"Он должен быть заразительным, страстным. Самое важное - это его характер, его импульсивность. Перемены настроения в одну секунду от смеха до слез. Вот эта амплитуда важна для меня в характере Пушкина", - пояснил Безруков.

Впервые Безруков сыграл Пушкина еще в школе во втором классе, а затем - на втором курсе Школы-студии МХАТ. Тогда они в паре с Марией Порошиной, которая играла Наталью Гончарову, представили сцену, в которой поэт получает пасквиль; постановщиком выступил отец Сергея - актер и режиссер Виталий Безруков. К инсценировке небольшого отрывка подошли крайне ответственно, чтобы как можно точнее передать дух эпохи: Безруков-старший даже специально ездил в Институт иностранной литературы за копией с подлинного документа на французском.

"В своем киноспектакле "Пушкин" я тоже сохранил этот скрупулезный подход - делать все серьезно. У меня на театральной сцене весь реквизит "киношный". В кинематографе обычно подбирается подлинный реквизит. Я использую антиквариат, мебель эпохи, кресла, стулья 19-го века. Мне важно, что на сцене присутствует время, атмосфера", - пояснил Безруков, добавив, что наряды пушкинской эпохи воссоздала для постановки Ирэн Белоусова.

Литературной основой для киноспектакля послужила пьеса, написанная Безруковым-старшим. Она также претерпела некоторые изменения после того, как режиссер и будущий исполнитель главной роли, проверяя материал на подлинность, обратился к историческим документам.

Несмотря на то, что "Александр Пушкин" создавался как романтическая драма, в которой "есть место для вымысла", режиссер хотел, чтобы киноспектакль был и "элементарным ликбезом".

"Посмотрев спектакль, зритель открывает для себя новые, сложные отношения в семье поэта, ощущение травли в конце жизни. Очень важно, чтобы люди прониклись этим и возникло элементарное сопереживание, сочувствие. Понимание его жизненной ситуации, как ему было плохо: уже столовой серебро заложили, и была его семья вся в долгах!", - пояснил Безруков.

Любопытно, что Безрукову вообще везет на роли поэтов: он также играл Сергея Есенина в одноименном 11-серийном фильме. Артист видит в двух поэтах немало общих черт - они похожи по характеру, по темпераменту, по поведению в обществе.

"Они были бунтари, у них у всех было вот это чувство вызова, их неуспокоенность, темперамент, жажда жизни, которую они не цедили, а пили крупными глотками, как густое вино. Они ярко жили, и финалы трагические их тоже объединяют. Они для нас бесспорные гении, мы восторгаемся, почитаем. Но если взять их жизнь - как же им непросто приходилось", - подметил Безруков.

Официальная премьера киноспектакля намечена на осень 2011 года.

Полный текст интервью с Сергеем Безруковым читайте на сайте rian.ru.