Россия выступила в СБ ООН против отмены референдума в Боснии и Герцеговине
9 мая 2011 года

Россия выступила в Совете Безопасности ООН против попыток добиться отмены референдума, оспаривающего решение международной администрации по созданию суда и прокуратуры в Боснии и Герцеговине.

В середине апреля парламент Республики Сербской поддержал идею проведения референдума, на котором предстоит выяснить, поддерживает ли народ законы, введенные Высоким представителем в БиГ, австрийским дипломатом Валентином Инцко. Возглавляемая им международная администрация действует с момента окончания гражданской войны 1992-1995 года в мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.

Россия решение парламента Республики Сербской поддержала.

"Мы не видим в этом решении факта прямого нарушения Дейтонского мирного соглашения", - заявил в понедельник в Совете Безопасности постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, имея в виду общие рамочные договоренности о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившие конец гражданской войне.

"Исходим из того, что на данном этапе руководство Республики Сербской не совершает действий, выходящих за рамки своей компетенции. В этой связи выступаем против готовящегося применения чрезвычайных полномочий для отмены плебисцита", - сказал российский постпред при ООН.

Со своей стороны, Инцко заявил представителям 15 государств в СБ ООН о том, что намеченный боснийскими сербами на середину июня референдум он считает "откровенной атакой" против мирного соглашения, и до конца этой недели требует отменить голосование.

Парламентская ассамблея БиГ приняла закон о суде БиГ в 2002 году и закон о прокуратуре БиГ в 2003 году. Однако руководство Республики Сербской полагает, что работа органов носит антисербский характер, способствуют росту межнациональной розни и нетерпимости.

Босния и Герцеговина объявила о выходе из состава СФРЮ в 1992 году, после чего в республике началась война с участием боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

Точное число жертв конфликта официально не установлено. По оценкам независимых экспертов, в БиГ погибли около 100 тысяч человек, в основном - боснийские мусульмане. На момент начала конфликта население БиГ составляло около четырех миллионов человек. После окончания конфликта в БиГ сотни лиц, главным образом, боснийских сербов стали фигурантами дел в военных преступлениях.

По словам Чуркина, главной задачей международного сообщества на нынешнем этапе боснийского урегулирования Россия считает передачу ответственности за судьбу Боснии и Герцеговины самим боснийцам.

"В практическом плане это означает преобразование аппарата высокого представителя в миссию спецпредставителя европейского союза", - сказал он.

По российским оценкам, нынешний кризис обусловлен "раскачиванием госинститутов, прежде всего, бошнякскими лидерами". Более того немалую долю ответственности Чуркин возложил на Высокого представителя, который на основе "боннских" полномочий может вмешиваться в политику, увольнять госдеятелей и отменять решения боснийских властей. По словам российского дипломата, глава международной администрации в БиГ своими мерами "последовательно усугублял напряженность в стране и препятствовал поиску внутреннего компромисса".

"Считаем, что только представители победивших на выборах партий от каждого из государствообразующих народов в полной мере отражают выбор населения страны", - заявил Чуркин.

Соответственно, по его словам, формирование правящей партийной коалиции без сербской партии Союз независимых социал-демократов, Хорватского демократического союза и Хорватского демократического союза 1999 года, чего добиваются бошнякские лидеры, "чревато прямым нарушением интересов сербского и хорватского народов Боснии и Герцеговины".

Российский постпред выразил озабоченность и по поводу односторонних действий бошняков по формированию нового руководства федерации БиГ без ведущих хорватских партий. "Такой подход, нарушающий если не букву, то дух Дейтона (Дейтонского мирного соглашения 1995 года), является контрпродуктивным и опасным", - подчеркнул Чуркин.

"Легитимность этих шагов не только оспаривается сербскими и хорватскими политическими лидерами, но и была отвергнута центральной избирательной комиссией БиГ. Фактически заложена мина под процесс формирования нового правительства Боснии и Герцеговины", - сказал Чуркин.

"С учетом этого не можем согласиться с решением Высокого представителя от 27 марта, приостановившим действие постановления ЦИК БиГ о нелегитимности действий коалиции бошняков с малыми хорватскими партиями по формированию нового руководства Федерации БИГ до окончательного вердикта конституционного суда бошнякско-хорватского энтитета. Воспринимаем его как оказание давления на органы Федерации БИГ в пользу одной из сторон", - сказал Чуркин. При этом он напомнил слова председателя Международной кризисной группы Луизы Арбур о том, что Высокий представитель "пошатнул институты власти и верховенство закона".

Чуркин призвал не драматизировать ситуацию с референдумом, а сосредоточиться на поощрении диалога между сторонами, в рамках которого были бы учтены сербские озабоченности деятельностью суда и прокуратуры БиГ.

"Отмечаем обоснованность замечаний и недовольства сербской стороны деятельностью общебоснийского суда и прокуратуры, к которым долгие годы оставались глухи международные присутствия. В общем числе обвинительных приговоров суда БиГ 80 процентов составляют дела в отношении сербов", - сообщил российский дипломат. При этом он заявил о недопустимости любых попыток "навязать боснийским сторонам привнесенный извне вариант конституционной реформы", предупредив, что такие односторонние действия могут только обострить ситуацию в стране.

"Поиск развязок политического кризиса видим исключительно на путях диалога, результатом которого должны быть взаимные уступки сторон. Исходим из того, что решения по ключевым вопросам урегулирования должны приниматься на согласованных нами международных площадках Совета Безопасности ООН и Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения", - заключил российский постпред при ООН.

В ходе дискуссий по Боснии и Герцеговине был представлен доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в котором власти Боснии и Герцеговины подвергнуты критике за неспособность приступить к реформам для интеграции в Евросоюз, если не считать либерализацию визового режима. Документ охватывает период с 16 октября 2010 года по 15 апреля 2011 года.

"Если не считать происшедшей 15 декабря 2010 года либерализации визового режима, властям не удалось заняться ни одной из давно назревших реформ. Результатом стало отсутствие подвижек с интеграцией как в Европейский союз, так и в НАТО", - говорится в докладе.

Негативная политическая атмосфера, согласно выводам генсека ООН, привела к тому, что с октября 2010 года, когда состоялись всеобщие выборы, в Боснии и Герцеговине так и не удалось образовать общегосударственное правительство, произошло скатывание назад в вопросе о государственной собственности и оборонном имуществе, а также возникли проблемы с финансовой состоятельность и верховенством права.

Что касается преследования лиц, обвиняемых в совершении массовых преступлений в бывшей Югославии, то четверо лиц, осужденных судом Боснии и Герцеговины, остаются на свободе. Так, в докладе генсека, упоминается Радован Станкович, приговоренный к 20 годам тюремного заключения. Пан Ги Мун сообщает, что в мае 2007 года Станкович "бежал из тюрьмы в Фоче при содействии местных властей".

Его дело стало первым, которое Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии передал Суду Боснии и Герцеговины.

В мае 2009 и мае 2010 года бежали еще двое осужденных, приговоренных соответственно к 13 и 17 годам; на момент побега они находились под действием запретительных мер и ожидали вынесения окончательных вердиктов по их делам. В декабре 2010 года четвертый обвиняемый бежал сразу же после оглашения приговора в первой инстанции, по которому он приговаривался к 20 годам тюремного заключения за преступления против человечности, говорится в докладе Пан Ги Муна.