Политологи назвали демократичным стиль "большой пресс-конференции" Медведева
18 мая 2011 года

Российские политологи назвали демократичным стиль общения президента РФ Дмитрия Медведева с журналистами на его первой "большой пресс-конференции" в Сколково; они отмечают, в частности, что глава государства вел мероприятие стоя и узнавал многих журналистов, в том числе региональных, что говорит о том, что он хорошо узнал страну во время поездок по субъектам Федерации.

Медведев в среду впервые за трехлетний срок работы на посту главы государства провел "большую пресс-конференцию". В отличие от своего предшественника на посту президента, он вел пресс-конференцию сам. Сначала Медведев отвечал на вопросы из зала, а затем выбрал четыре вопроса, которые ему поступили заранее по интернету.

Всего глава государства ответил на 42 вопроса, заданных 33 журналистами. Большая их часть в связи с предстоящими в 2012 году президентскими выборами была посвящена политическому будущему Медведева, а также проблеме государственного устройства, политической системе в РФ, выборности губернаторов, работе властей различного уровня. Довольно большое внимание представители прессы уделили правоохранительным и судебным вопросам, в частности, громким делам по Ходорковскому, Магнитскому. Прозвучали также вопросы социально-экономического характера, вопросы, посвященные внешней политике, и личного плана.

ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ

Политологи сошлись на том, что формат встречи особо подчеркивал демократичность манеры общения президента с журналистами. По мнению политолога Валерия Хомякова, глава государства проявил таким образом уважение к журналистской аудитории и "продемонстрировал свою доступность". Он считает, что за время проведения конференции у Медведева должно было увеличиться количество сторонников.

"Во-первых, он не сидел, он стоял... Его знания многих региональных журналистов, которых он узнавал, говорит о том, что он за три года изучал страну, изучал людей, многих людей он помнит, поскольку всю страну практически объехал", - сказал политолог .

Он отметил точность и разнообразие заданных вопросов. "То, что радует меня, по крайней мере, - не было вопросов заведомо подготовленных, вопросов, где просматривается некое желание угодить президенту, - таких вопросов я не видел. Этот формат импонирует президенту", - сказал Хомяков.

Политолог Михаил Ремизов считает, что президенту удалось на одном мероприятии заявить о своей позиции по многим важным проблемам.

"Было разумно по всем этим вопросам (начиная от проблематики американской ПРО и договора по СНВ заканчивая вопросами по динамике тех реформ, которые глава государства начал в экономике) обозначить президентскую позицию на одном мероприятии. Пока рано говорить, что подобная традиция создана, надо, чтоб это повторилось. К тому же президенту было важно напомнить о себе как о лидере, который формирует повестку модернизации страны, имеет собственную позицию по формированию власти, парламентской и президентской... Часть этой задачи он решил на пресс-конференции", - сказал Ремизов.

ВОЗВРАТ К ТРАДИЦИОННОЙ ДИПЛОМАТИИ

Касаясь внешнеполитических высказываний президента, политолог Михаил Ремизов отметил, что Медведев обозначил возврат Москвы к традиционной позиции российской дипломатии - "блокированию опасных и непродуманных решений".

Медведев на конференции, отвечая на вопрос одного из журналистов, заявил, что Россия не поддержит резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии, аналогичную принятой по Ливии. По словам Медведева, надо сделать так, чтобы реформы сирийского президента Башара Асада "были эффективны, а не пытаться давить резолюциями".

В середине февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. СБ ООН 17 марта принял резолюцию 1973, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией и открывающую возможность иностранного военного вмешательства в ситуацию в этой североафриканской стране. Сирия в последнее время также охвачена беспорядками, демонстранты требуют отставки Асада.

"Исключение было сделано по Ливии. Российская дипломатия попробовала по Ливии новый формат, который заключался в том, что, если наши партнеры хотят сделать глупость, почему бы не позволить им это сделать. Сегодня партнеры пожинают плоды собственной опрометчивости: ни европейцы не довольны, так как несут дополнительные издержки, связанные с притоком беженцев, ни американцы, которые не знают, как выйти из этой ситуации и одновременно показать, что они выполняют роль глобального гаранта прав человека в мире... Россия возвращается к своей традиционной позиции блокирования таких опасных резолюций, не соответствующих духу международного права, тем более на фоне неуспеха ливийской операции", - заявил политолог.

По мнению Полякова, слова Медведева о резолюциях являются предупреждением Западу.

"События показали, что люди на той стороне воспринимают эту нашу уступчивость как некий карт-бланш, как готовность того, что мы будем закрывать глаза на прямые и неприемлемые нарушения этих же резолюций. Поэтому этот опыт нас научил. И Медведев правильно поступил, что честно и прямо заранее предупредил наших западных партнеров", - сказал он.

ПОКА БЕЗ ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ

Политологи поддержали позицию Медведева о возможности возврата к прямым выборам губернаторов и сенаторов в перспективе и тоже высказали мнение, что условия для этого сейчас неподходящие.

Медведев на выступлении в Сколково заявил о том, что считает целесообразным не менять в ближайшей перспективе процедуру избрания губернаторов в России, но не исключает, что она может измениться через 10-15 лет, если будут предпосылки. Прямые выборы сенаторов в будущем президент также считает возможным.

Поляков и Хомяков отмечают, что Медведев не раз подчеркивал, что является автором идеи действующей системы наделения властными полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации, и поддерживают его в этом. Поляков полагает, например, что управляемость страны за период с 2005 по 2011 год резко повысилась.

"Он (президент) совершенно правильно воспроизвел те резоны, которые выдвигались в 2004 году и сохраняются сегодня. Ничего принципиально не изменилось. Несмотря на бурные аплодисменты зала, когда вопрос был задан, надо все-таки отдавать себе отчет в том, что управляемость страны за этот период, с 2005 по 2011 год, резко повысилась. Те немногие позитивные изменения, которые произошли, и самое главное то, что страна уверенно прошла сквозь тяжелейший период глобального экономического кризиса - это во многом результат того, что заблаговременно была принята эта система", - заявил он.

По его мнению, Медведев "как трезвый, практичный политик отлично понимает, что поддаваться на некие популистские требования или какие-то стандарты учебников по политологии, не понимая, в каком контексте существует данный политический институт, - значит просто вредить государству".

Поляков называет позицию Медведева гибкой и динамичной. Он считает, что вопрос о возвращении к прямым выборам губернаторов президент оставил, по сути, открытым. По его словам, главное, чтобы была решена задача единства страны и повышения управляемости. К обсуждению этого вопроса, отметил он, можно вернуться через 10-15 лет, когда стабильность в стране достигнет "такого уровня, когда мы не будем опасаться возврата, скажем, в 90-е", а также "когда уровень террористической угрозы значительно снизится на Северном Кавказе".

Хомяков заявил, что является сторонником прямых выборов губернаторов, но уверен, что в сегодняшних российских реалиях позицию Медведева в целом является понятной и верной.