ГД приняла в I чтении законопроект о безопасности объектов ТЭК
31 мая 2011 года

Госдума приняла во вторник в первом чтении президентские законопроекты о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также об административной и уголовной ответственности за нарушение таких требований.

БЕЗОПАСНОСТЬ ТЭК

Законопроект о безопасности ТЭК систематизирует и выводит на новый уровень правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности генерирующих объектов и электрических сетей, инфраструктуры добывающей и перерабатывающей промышленности в нефтяной, газовой отраслях, нефте- и газопроводов. В целом в документе идет речь об установлении на уровне базового федерального закона единых правил, направленных на защиту таких объектов и прилегающих территорий от возможных актов незаконного вмешательства, включая террористические угрозы.

Согласно законопроекту, перечень конкретных объектов будет утверждаться на уровне региона, а затем включаться в федеральный реестр объектов ТЭК. При этом предусматривается, что требования, необходимые для обеспечения безопасности каждого объекта, будут определяться исходя из его категории опасности. Таких категорий предлагается установить три: высокая, средняя и низкая.

Каждый объект ТЭК получит "паспорт безопасности", в котором будет отражаться его характеристика, категория, возможные последствия в случае осуществления акта незаконного вмешательства, информация о состоянии систем его инженерно-технической и физической защиты, а также пожарной безопасности. Также в документе будет содержаться план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Законопроектом вводится ряд понятий, в том числе акт незаконного вмешательства, антитеррористическая защищенность объекта, потенциально опасные и критически важные объекты ТЭК. Под последними понимаются такие объекты, "нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта РФ или административно-территориальной единицы", либо "к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения".

На работу на объекты ТЭК не будут приниматься соискатели, имеющие непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в психдиспансерах, а также уволенные с госслужбы в связи с дисциплинарными проступками и утратой доверия.

Кроме того, владельцы объектов ТЭК высокой категории опасности должны будут страховать ответственность за причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц в результате совершенного теракта или диверсии на объекте.

Законопроект должен вступить в силу по истечении 60 дней после его опубликования (за исключением отдельных положений). В частности, статьи о финансировании мероприятий по обеспечению безопасности и о требованиях к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов ТЭК, вступят в силу с 1 января 2012 года.

Как сообщил в ходе обсуждения законопроекта глава профильного думского комитета по энергетике Юрий Липатов, в документе есть несколько недостатков. В частности, по его словам, в соответствии с законом об организации страхового дела в РФ в законопроекте "должны быть определены субъекты страхования, перечень страховых случаев, размер страхового тарифа, срок уплаты страховой премии, срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования и последствия неисполнения обязательств субъектами страхования".

Однако, по словам Липатова, замечания не касаются концепции законопроекта и могут быть урегулированы при подготовке документа ко второму чтению.

НАКАЗАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ

Другой законопроект, устанавливающий ответственность за нарушение требований безопасности объектов ТЭК предлагает, в частности, дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей. Она определяет, что подобное деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (более 1 миллиона рублей), наказывается штрафом до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если нарушение требований привело к смерти человека, то осужденному грозит лишение свободы на срок до пяти лет, а при гибели двух или более лиц - на срок до семи лет.

При этом во всех случаях возможно применение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Предварительное следствие по таким преступлениям предлагается отнести к ведению органов ФСБ.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предлагается дополнить статьей, предусматривающей за нарушение указанных требований и воспрепятствование их соблюдению (в том числе руководителями субъекта ТЭК) наложение на граждан административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет).

При этом правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

"Создание специальных норм в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса обеспечит единообразие правоприменительной и судебной практики", - сказал первый зампред думского комитета по законодательству Владимир Груздев, выступая с содокладом по законопроекту.

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Как отметила вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова ("Единая Россия"), комментируя журналистам законопроект о безопасности объектов ТЭК, сегодня российский топливно-энергетический комплекс играет одну из ключевых ролей в экономике страны, дает почти треть ВВП страны и обеспечивает более 40% поступлений в доходную часть бюджета РФ.

"Российский ТЭК - это около 12% мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, а также четвертое место в мире по производству электроэнергии. Поэтому одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является топливно-энергетическая безопасность", - сказала Герасимова.

"Именно на создание основ устойчивого и безопасного функционирования направлено действие этого законопроекта", - добавила она.

По мнению первого зампреда думского комитета по промышленности Валерия Драганова ("Единая Россия"), положение законопроекта о возложении на владельцев объектов ТЭК ответственности за безопасность на производстве является "абсолютно справедливым".

"Работодатель, наряду с выполнением социальных обязательств и других законов, должен заботиться о предотвращении всякого рода опасных ситуаций, которые могут угрожать жизни и здоровью работников", - считает депутат.

По его мнению, необходимо также дальше развивать институт страхования.

"По этому пути идут все цивилизованные страны мира. Мы будем требовать также, чтобы повысилась и ответственность страховых компаний в случае наступления страхового случая. Чтобы деньги выплачивались вовремя, чтобы институт страхования в целом был более надежным инструментом защиты граждан", - отметил Драганов.

Проблема безопасности энергообъектов стала особенно актуальной после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года и взрыва на Баксанской ГЭС, нападение на которую произошло 21 июля 2010 года. В результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС погибли 75 человек. Работа ГЭС была прекращена, а Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы - полностью обесточены. При нападении на Баксанскую ГЭС погибли два милиционера.