Выживший в крушении Ми-171 на Алтае утверждает, что полет организовывал полпред Косопкин
13 апреля 2011 года

Один из выживших пассажиров в крушении в январе 2009 года на Алтае вертолета Ми-171, с которого, по данным следствия, велась охота на краснокнижных животных, заявил в суде, что полет организовал погибший в катастрофе полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, передает корреспондент из зала Кош-Агачского районного суда республики Алтай.

Судебный процесс по делу начался в среду с участием одного из трех подсудимых - замдиректора института экономики и законодательства Москвы Николая Капранова. Двое других обвиняемых - Банных и Белинский - на заседание не явились.

О том, что полет организовывал полпред, заявил во время допроса Капранов.

То, что именно Косопкин организовывал полет, ранее заявлял журналистам и бывший вице-премьер правительства республики Алтай Анатолий Банных, который тоже был на борту и выжил. Следствие таких сведений официально не давало.

"Косопкин, с которым мы дружили на протяжении около 20 лет, уговаривал меня приехать сюда (на Алтай) на охоту. Он очень настаивал", - сказал Капранов, отвечая на вопросы участников судебного процесса.

Капранов утверждает, что он не собирался охотиться, а решил прилететь на Алтай для того, чтобы посмотреть красоту местной природы, о которой много слышал. Также подсудимый заявил, что слышал, как полпред Косопкин, организовывая полет, спрашивал у главного охотоведа региона Виктора Каймина, в порядке ли необходимые документы на охоту.

"Косопкин уточнил, как на счет лицензий? Каймин ему сказал, что все нормально", - сообщил подсудимый, отметив, что речь шла об охоте не на краснокнижных животных, а на животных, охота на которых разрешена в регионе.

Главный охотовед региона тоже летел на этом вертолете и погиб в крушении. Следствие установило, что охотовед участвовал в охоте на вымирающих животных - архаров. Это вызвало в республике негодование - ведь именно главный охотовед региона должен, как никто другой, защищать редких животных. Уголовное дело в отношении охотоведа было прекращено в связи с его смертью.

Выживший пассажир Капранов также рассказал, что перед вылетом в горы Алтая он сел на пассажирское место в хвосте вертолета и не слезал с него вплоть до авиакатастрофы, так как плохо себя чувствовал. Также он сказал, что не видел, кто мог стрелять с борта вертолета по животным.

Но в тоже время он рассказал, что вертолет дважды приземлялся в горах, и на его борт другие участники полета затаскивали туши убитых животных.

"Я помню удар, скрежет. И понял, что это авария", - сказал Капранов, добавив, что при крушении потерял сознание и очнулся среди обломков вертолета. Стойкой шасси ему прижало ногу.

Вертолет Ми-171 (модификация Ми-8) с высокопоставленными чиновниками разбился в январе 2009 года в районе горы Черная на Алтае. В катастрофе погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая тогдашнего заместителя главы правительства республики Алтай Анатолия Банных, получили травмы.

Дело получило большой общественный резонанс, прежде всего, из-за того, что после крушения в интернете появились снимки обломков вертолета, среди которых видны алтайские горные бараны (их также называют архарами или аргали), занесенные в Красную книгу РФ и международную Красную книгу. Любая охота на них запрещена. Эти животные также являются священными и неприкосновенными для коренных алтайцев. По данным следствия, некоторые из пассажиров разбившегося вертолета охотились на архаров.

В качестве обвиняемых по делу проходят трое из четырех выживших в авиакатастрофе - бывший вице-премьер правительства республики Алтай Анатолий Банных, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и заместитель директора института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Им предъявлено обвинение по части 2 статьи 258 УК РФ (незаконная охота), санкция которой предусматривает до двух лет лишения свободы.

Все обвиняемые вину в незаконной охоте на редких животных отрицают. Четвертого выжившего в катастрофе - второго пилота воздушного судна - следствие не стало привлекать к ответственности.

Суд в течение одного заседания в среду изучил все материалы девятитомного дела. Слушания возобновятся в четверг. На них, возможно, уже пройдут прения сторон.

Начало судебного процесса откладывалось ранее четыре раза, в том числе из-за неявки подсудимых. Местные жители и защитники природы считают, что процесс намеренно затягивается, поскольку подсудимыми проходят высокопоставленные чиновники. В то же время прокуратура не видела признаков намеренного затягивания процесса.

Местные жители говорят, что после авиакатастрофы архары покинули район Черной горы. В начале февраля текущего года защитники животного мира провели рейд на снегоходах в высокогорье Алтая и констатировали, что архары вернулись на Черную гору.