Рабочие места и устранение социальной несправедливости помогут избежать нестабильности- ВБ
11 апреля 2011 года

Для предотвращения нестабильности правительства стран с развивающейся экономикой должны проводить реформы, обеспечивающие безопасность, устраняющие несправедливость и ведущие к созданию рабочих мест, однако было бы ошибкой стремиться внедрять типовые западные модели без адаптации к местным политическим реалиям.

Такой вывод содержится в очередном докладе Всемирного банка о мировом развитии в 2011 году "Конфликты, безопасность и развитие".

В докладе говорится, что в XXI веке организованное насилие подхлестывается целым рядом внутренних и международных факторов стресса, в том числе безработицей среди молодежи, резкими перепадами в уровнях доходов, напряженностью между социальными, этническими, региональными или религиозными группами, распространением сетей незаконной торговли.

В ходе опросов, проведенных при подготовке доклада, подавляющее большинство граждан называло безработицу основной причиной вступления и в банды, и в отряды повстанцев. Риск вспышек насилия повышается в ситуациях, когда мощные факторы стресса сочетаются с неэффективностью или недостаточной легитимностью важнейших национальных институтов: об этом свидетельствуют недавние волнения в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Главное внимание составители документа уделили выработке рекомендаций по пресечению повторяющихся циклов насилия на национальном уровне, влияющих в конечном итоге на состояние мировой экономики.

"Между нестабильными странами с высоким уровнем насилия и стабильно развивающимися странами существует ряд фундаментальных различий, и к этим ситуациям необходимы разные подходы. В условиях нестабильного государства приоритетная задача процесса преобразования институциональных структур и налаживания эффективного управления носит очень конкретный характер: обеспечить гражданам безопасность, справедливость и рабочие места. Устойчивое социальное и экономическое развитие невозможно без обеспечения основ гражданской безопасности, а устойчивая динамика перемен - без достаточно широкой коалиции, которую объединяет вера в способность обеспечить справедливость и общие экономические перспективы", - говорится в документе.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что для предотвращения нестабильности в странах с развивающейся экономикой необходимо предпринимать особые усилия для восстановления доверия к способности национальных лидеров преодолеть кризис, иными словами, сочетать меры, свидетельствующие о реальном разрыве с прошлым, и обеспечивать устойчивость таких мер, внушающую людям уверенность в том, что возвращения назад не будет.

"Реформаторы, добивавшиеся успеха в переходный период в условиях нестабильности или увеличивающегося риска, признавали, что государство не в состоянии самостоятельно нейтрализовать комплексные факторы стресса и угрозы насилия, а должно вместо этого стимулировать перемены посредством создания достаточно широких коалиций и на национальном, и на местном уровне, чтобы добиться широкой поддержки реформ. Лидеры должны уже на раннем этапе добиться конкретных результатов - двух-трех таких результатов обычно бывает достаточно для восстановления доверия. Они также в первоочередном порядке осуществляли на первом этапе реформы, обеспечивающие безопасность, устраняющие несправедливость и ведущие к созданию рабочих мест. Политическая реформа может иметь чрезвычайно большое значение для предупреждения насилия, но выборы не заменяют более широких демократических институтов, формирование которых требует времени", - говорится в документе.

"(Лидеры-реформаторы) применяли прагматичные, оптимальные подходы к институциональному строительству и управлению, адаптированные к местным политическим реалиям, а не жестко ориентированные на детализированные западные модели или типовые технические решения, осуществляли реформы не одномоментно, а в несколько этапов, с течением времени", - отмечают авторы доклада, указывая, что ни одной стране не удалось полностью преобразовать свои институты быстрее, чем за 15-30 лет.

По мнению составителей доклада, при проведении реформ местная специфика всегда играет решающую роль, однако существуют пять общих практических принципов, которые использовались в самых различных национальных условиях для увязки быстрых мер по укреплению доверия с более долгосрочным преобразованием институтов.

"Первый принцип - поддержка отношений между государством и обществом по линии "снизу вверх" в районах, где не обеспечивается безопасность, например, комплексные программы на базе общин по предупреждению насилия, обеспечению занятости и предоставлению услуг, а также по обеспечению доступа к правосудию и системе урегулирования конфликтов на местах. Второй - программы реформирования систем безопасности и правосудия, нацеленные поначалу на обеспечение выполнения базовых функций и построенные на учете взаимосвязи системы полиции и гражданского правосудия, а не на их восприятии в качестве отдельных систем", - отмечается в документе.

Третьим приемом по укреплению доверия является реализация программ создания рабочих мест, включая крупномасштабные программы общественных работ, решение проблем инфраструктуры, а также расширение доступа к обучению, финансам, опыту работы и активам. Привлечение женщин к участию в разработке и осуществлении программ по обеспечению безопасности, правосудия и расширения экономических прав и возможностей также называется среди этих принципов. Пятым - завершающим - называется реализация целенаправленных инициатив по борьбе с коррупцией, показывающих возможность эффективного управления новыми инициативами и доходами, с использованием потенциала независимых субъектов и общин в области мониторинга.

Значительную роль в преодолении нестабильности могут играть международные организации, а именно наращивание международного потенциала в области правосудия и охраны правопорядка при ведущей роли ООН в предоставлении разнообразной помощи - от развертывания международных полицейских сил до оказания консультативной и технической поддержки - и при условии четкой увязки охраны правопорядка и наращивания потенциала системы правосудия.

Также жизненно необходимы инвестиции в создание рабочих мест в районах, нуждающихся в обеспечении безопасности, в том числе в сфере инфраструктуры электроснабжения и транспорта, расширение доступа к финансам и повышению квалификации, государственная поддержка программ расширения занятости на базе общин, государственно-частные партнерства в области развития бизнеса на местах.

Параллельно с соответствующими реформами и международным сотрудничеством, сами государства должны проводить реформы ныне действующих систем в бюджетной, кадровой и фидуциарной сферах. Эти сферы, как отмечают авторы доклада, разрабатывались для более стабильных условий, и теперь их необходимо адаптировать к потребностям стран, стремящихся предотвратить вспышки насилия, либо восстанавливающихся после конфликта.

Всего, по оценкам ВБ, около 1,5 миллиарда человек живут в странах, подверженных повторяющимся циклам политического и уголовного насилия.

"Чтобы разорвать порочный круг насилия и смягчить воздействие подпитывающих его факторов стресса, странам необходимо укреплять легитимность, подотчетность и эффективность институтов, обеспечивающих гражданам безопасность, справедливость и занятость. Для детей, живущих в нестабильных или затронутых конфликтами государствах, вероятность недоедания выше более чем в два раза, отсутствия возможности посещать школу - более чем в три раза. Последствия разгула насилия в какой-либо местности способны распространяться на соседние государства и другие районы мира, ухудшая перспективы развития других стран и замедляя развитие экономики целых регионов", - заявил в связи с публикацией доклада глава ВБ Роберт Зеллик.

В свою очередь представитель авторского коллектива, работавшего над докладом, Сара Клифф сообщила журналистам, что в группе особого риска находятся страны, располагающие обширными запасами природных ресурсов.

"Во-первых, природные ресурсы могут стать стимулом для разных групп, провоцируя на попытки контроля территории, и, кроме того, реализуя эти природные ресурсы, могут извлекаться незаконные доходы. Именно поэтому особенно важны стандарты и нормы по управлению доходами, выручаемыми от реализации этих ресурсов. Есть целый ряд международных договоров, которые оформляют порядок использования этих ресурсов. Однако не всегда, когда на территории страны есть "горячие" конфликты, есть возможность реально применять эти положения. Страны действуют в ответ на действия других стран. Их может побуждать к соответствующим действиям общественность других стран", - отметила Клифф.

По ее словам, в докладе также рассматривается проблема миграции. И обладание природными ресурсами, и миграция - это те факторы, которым соответствует современная Россия.

"Проблема миграции в докладе рассматривается с двух точек зрения. С точки зрения ситуации в условиях конфликта и волны безработицы. С точки зрения мигрантов, которые бегут от конфликтов, мы оцениваем общее количество беженцев в мире и видим, что 75% поступают в соседние страны. И эту проблему надо решать на глобальном уровне, не только силами соседних стран. Не всегда они имеют возможности, в том числе экономические, в том числе по приему, и если хотите, перевариванию огромного количества мигрантов из района конфликта. Мы в докладе пытаемся посмотреть, как мировое сообщество могло бы предупредить такую ситуацию и если происходит такое перетекание, как помочь странам, куда эти мигранты наступают", - отметила она.

Второй аспект, по словам Клифф - формирование рабочих мест.

"Мы видим, что в значительной степени положительный эффект имеют заключения договоров о направлении рабочей силы в другие страны. Так, если в стране есть большое количество рабочей силы, например, молодежи и недостаточное количество работы, то она может заключить соглашение, как Россия с Таджикистаном, в рамках которого трудовые мигранты приезжают в Россию и находят здесь работу. Таким образом решается вопрос безработицы в Таджикистане, и решаются вопросы занятости в России", - сказала Клифф.